АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ

FORMATION OF PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY AS A SUBJECT IN HIGHER EDUCATION

Козлова Татьяна Александровна, Полякова Юлия Олеговна, Леонтьева Дарья Александровна

KOZLOVA TATYANA ALEKSANDROVNA, POLYAKOVA JULIA OLEGOVNA, LEONTYEVA DARYA ALEXANDROVNA

Карельский научный журнал, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
Данная статья посвящена исследованию системы взаимоотношений между философией и образованием, анализу философии образования как актуального научного направления. Выявлены проблемы, актуальные для современной социокультурной ситуации: информатизация и цифровизация образования, поиск идеала образованного человека, господство принципа линейности в образовательной парадигме. Решение данных проблем возможно в результате тесного сотрудничества философии и образования, развития одного из направлений отраслевой философии - философии образования. Философия задает общее направление исследуемых проблем системы образования, методологию, определяет мировоззренческие основы образования, категориальный аппарат. Отраслевые философии конкретизируют предметное поле философии, задают вектор развития философского мировоззрения в целом. Основные методы исследования - диалектический, теоретический анализ и синтез. Развитие философии образования позволяет сформулировать идею образования, обеспечить систему образования надежным мировоззренческим и методологическим фундаментом. В современных социокультурных условиях методологический фундамент приобретает особую значимость. Плюралистичность эпохи постмодерна обостряет вопрос выбора методов и подходов воспитания и образования. Понимающие подходы в образовании приобретают особую значимость. Герменевтико-феноменологическая традиция содержит в себе потенциал для становления и развития современного Человека и Культуры.

Ключевые слова:
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ, ПОНИМАЮЩИЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ, ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ГЕРМЕНЕВТИКО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ, ЦИФРОВИЗАЦИЯ, КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ, НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ,
Description:
This article is devoted to the study of the system of relations between philosophy and education, the analysis of the philosophy of education as an actual scientific direction. The problems that are relevant to the modern socio-cultural situation are identified: Informatization and digitalization of education, the search for the ideal of an educated person, the rule of the principle of linearity in the educational paradigm. The solution of these problems is possible as a result of close cooperation between philosophy and education, the development of one of the areas of branch philosophy - the philosophy of education. Philosophy sets the General direction of the studied problems of the education system, the methodology, determines the ideological foundations of education, the categorical apparatus. Branch philosophies specify the subject field of philosophy, set the vector of development of the philosophical worldview as a whole. The main research methods are dialectical, theoretical analysis and synthesis. The development of the philosophy of education allows us to formulate the idea of education, provide the education system with a reliable ideological and methodological Foundation. In modern socio-cultural conditions, the methodological Foundation becomes particularly important. The pluralism of the postmodern era sharpens the question of choosing methods and approaches of upbringing and education. Understanding approaches in education are becoming particularly important. The hermeneutical-phenomenological tradition contains the potential for the formation and development of modern Man and Culture.

Key words:
PHILOSOPHY OF EDUCATION, EDUCATIONAL SYSTEM, UNDERSTANDING APPROACHES TO EDUCATION, THE IDEAL OF MAN, EDUCATIONAL ENVIRONMENT, HUMANIZATION OF EDUCATION, HERMENEUTICAL AND PHENOMENOLOGICAL TRADITION, DIGITALIZATION, COMPUTERIZATION, CONTINUING EDUCATION