АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК САМООБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ ПО МЕТОДУ СТЕФЕНСОНА

ANALYSIS OF THE MAIN CHARACTERISTICS OF SELF-EDUCATION OF MODERN YOUTH BY THE METHOD OF STEPHENSON

ЛЮБАВИНА Наталья Викторовна, ПРОКОПЬЕВА Виктория Олеговна

LYUBAVINA Natalya Viktorovna, PROKOPYEVA Victoria Olegovna

Карельский научный журнал, № 1(34)

Аннотация:
Потребность в самообразовании становится всё более распространенной в условиях информационного общества. Более того данная форма образования превращается в непрерывный процесс, поскольку знания являются неисчерпаемым ресурсом. Самообразование - форма индивидуальной деятельности человека, мотивированная его собственными профессиональными и личностными потребностями и интересами и направленная на приобретение необходимого багажа знаний, навыков и умений и их усовершенствование. Основной особенностью такого вида деятельности является отсутствие образовательного учреждения и обучающего человека, свобода в выборе. С наступлением века информационных технологий все большую популярность приобретает самообразование. Как отмечают многие исследователи, данная тенденция обусловлена, во-первых, глобальными изменениями, связанными с переходом от постиндустриального к информационному обществу, предполагающему в качестве ведущего вида деятельности работу человека с информацией. Во-вторых, для современных рыночных отношений ценность самообразования проявляется в том, что оно выступает инструментом социальной мобильности. В-третьих, самообразование становится одним из приоритетных элементов образа жизни ряда социальных групп, способствуя изменению их места и роли в социальной структуре общества. И, наконец, самообразование является одним из основных факторов и показателей совершенствования личности, а, следовательно, и общества. Исходя из этого, самообразование выступает, с одной стороны, как составная часть самовоспитания, самосовершенствования личности, а с другой - как основной метод продолжения образования, средство непрерывного образования. В статье представлены результаты проведенного исследовании по методу Стефенсона, в котором участвовали 20 респондентов (10м+10ж) в возрасте от 18 до 35 лет. Цель исследования состояла в выявлении мнения молодежи относительно характеристик самообразования в информационном обществе. Из 30 представленных утверждений, отражающих эти черты, респондентам было предложено выразить свое согласие или несогласие с ними, используя шкалу от -2 до +2.

Ключевые слова:
самообразование молодежи,социология образования,информационное общество,образовательные потребности и интересы молодежи,характеристики самообразования
Description:
The need for self-education is becoming more common in the information society. Moreover, this form of education becomes a continuous process, since knowledge is an inexhaustible resource. Self-education is a form of individual activity of a person motivated by his own professional and personal needs and interests and aimed at acquiring the necessary knowledge, skills and abilities and improving them. The main feature of this type of activity is the absence of an educational institution and a training person, freedom of choice. With the advent of the information technology age, self-education is becoming increasingly popular. As many researchers note, this trend is due, first, to global changes associated with the transition from a post-industrial to an information society, which assumes the work of a person with information as the leading type of activity. Secondly, for modern market relations, the value of self-education is manifested in the fact that it acts as an instrument of social mobility. Third, self-education becomes one of the priority elements of the lifestyle of a number of social groups, contributing to the change of their place and role in the social structure of society. And, finally, self-education is one of the main factors and indicators of the improvement of the individual, and, consequently, of society. Based on this, self - education acts, on the one hand, as an integral part of self-education, self-improvement of the individual, and on the other-as the main method of continuing education, a means of continuous education. The article presents the results of a study conducted using the Stephenson method, which involved 20 respondents (10m+10j) aged 18 to 35 years. The purpose of the study was to identify the opinions of young people regarding the characteristics of self-education in the information society. Of the 30 statements submitted that reflected these traits, respondents were asked to express their agreement or disagreement with them using a scale from -2 to +2.

Key words:
self-education of young people,sociology of education,information society,educational needs and interests of young people,characteristics of self-education