ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

DIAGNOSIS OF READINESS OF OLDER PRE-SCHOOL CHILDREN TOWARDS LITERACY

Красильникова Лариса Владимировна, Зайцева Светлана Александровна

Krasnilnikova Larisa Vladimirovna1, Zaytseva Svetlana Alexandrovna

Карельский научный журнал, № 4(29) 29.11.2019

Статья посвящена исследованию комплексной диагностики уровня готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте. Авторами проводится анализ актуальности и востребованности решения проблемы диагностики готовности к овладению письменной речью воспитанников дошкольных образовательных организаций, а также требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к подготовке к грамоте. Авторы анализируют и обобщают лингвистические, нейропсихологические и психолингвистические исследования по развитию базисных функций, устноречевых и операциональных предпосылок, определяющих готовность ребенка к овладению письменной речью. Статья содержит описание основных компонентов комплексной диагностики готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте: 1) базисных процессов, обеспечивающих чтение и письмо; 2) устноречевых и операциональных предпосылок письменной речи. Описание включает основные направления работы с воспитанниками дошкольной образовательной организации с подбором комплекса психологических и педагогических методик, позволяющих всесторонне изучить готовность каждого ребенка к овладению механизмами процессов письма и чтения. Проведение комплексной диагностики предполагает включение в работу разных специалистов и педагогов дошкольной образовательной организации, междисциплинарное взаимодействие между ними. Содержание работы, приведенное в статье, прошло апробацию в дошкольных образовательных организациях города Нижнего Новгорода в рамках инновационной деятельности.
ГРАМОТА, ГОТОВНОСТЬ К ГРАМОТЕ, ПОДГОТОВКА К ГРАМОТЕ, ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ, КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА, ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
The article is devoted to the study of comprehensive diagnostics of the level of readiness of children of preschool age to learn literacy. The authors analyse the relevance and demand for a solution to the problem of diagnostics of readiness to learn written speech of pupils of pre-school educational organizations, as well as the requirements of the Federal State Educational Standard of Pre-school Education for preparation for literacy. The authors analyze and generalize linguistic, neuropsychological and psycholinguistic studies on the development of basic functions, oral and operational prerequisites that determine the readiness of the child to master written speech. The article describes the main components of the comprehensive diagnosis of the readiness of pre-school children for literacy: 1) basic processes ensuring reading and writing; 2) oral and operational prerequisites of written speech. The description includes the main directions of work with pupils of pre-school educational organization with selection of a set of psychological and pedagogical methods, which allow to fully study readiness of each child to master mechanisms of writing and reading processes. Carrying out of complex diag- nostics involves inclusion in work of different specialists and teachers of pre-school educational organization, interdisciplin- ary interaction between them. The content of the work given in the article was tested in pre-school educational organizations of the city of Nizhny Novgorod within the framework of innovation activity.
LITERACY, READINESS FOR LITERACY, PREPARATION FOR LITERACY, WRITTEN SPEECH, COMPREHENSIVE DIAGNOSTICS, CHILDREN OF PRESCHOOL AGE, PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION, FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION