Статья посвящена исследованию комплексной диагностики уровня готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте. Авторами проводится анализ актуальности и востребованности решения проблемы диагностики готовности к овладению письменной речью воспитанников дошкольных образовательных организаций, а также требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к подготовке к грамоте. Авторы анализируют и обобщают лингвистические, нейропсихологические и психолингвистические исследования по развитию базисных функций, устноречевых и операциональных предпосылок, определяющих готовность ребенка к овладению письменной речью. Статья содержит описание основных компонентов комплексной диагностики готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте: 1) базисных процессов, обеспечивающих чтение и письмо; 2) устноречевых и операциональных предпосылок письменной речи. Описание включает основные направления работы с воспитанниками дошкольной образовательной организации с подбором комплекса психологических и педагогических методик, позволяющих всесторонне изучить готовность каждого ребенка к овладению механизмами процессов письма и чтения. Проведение комплексной диагностики предполагает включение в работу разных специалистов и педагогов дошкольной образовательной организации, междисциплинарное взаимодействие между ними. Содержание работы, приведенное в статье, прошло апробацию в дошкольных образовательных организациях города Нижнего Новгорода в рамках инновационной деятельности.
ГРАМОТА, ГОТОВНОСТЬ К ГРАМОТЕ, ПОДГОТОВКА К ГРАМОТЕ, ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ, КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА, ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ