ДИНАМИКА В ГОТОВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ

DYNAMICS IN THE READINESS OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FOR THE FORMATION OF THE BASIS OF A HEALTHY LIFESTYLE IN CHILDREN

Ошкина Алла Анатольевна

Oshkina Alla Anatolevna

Карельский научный журнал, № 4(29) 29.11.2019

Проблема организации формирования здорового образа жизни ребенка обусловлена с одной стороны рядом нормативных документов, и с другой стороны ухудшающимся состоянием здоровья детей. В такой ситуации возрастает роль взрослых в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни. Особая ситуация складывается в условиях дошкольных образовательных организациях, в которых воспитатели обязаны формировать основы здорового образа жизни. В данной статье представлен анализ сравнительных результатов исследований готовности воспитателей дошкольных организаций к формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Эксперимент проводился повторно с разницей в 10 лет. Первоначальное исследование было проведено, когда наметилась тенденция к изменению подходов к формированию здорового образа жизни у детей. В работе поставлена проблема исследования, раскрыты нормативные требования к организации процесса формирования здорового образа жизни у дошкольников, к готовности воспитателя к данному процессу. Исследование готовности педагогов к формированию здорового образа жизни у дошкольников проводилось с помощью следующих методов и диагностических методик: анализ планов образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста (включающий анализ непосредственной образовательной деятельности, режимных моментов, организации самостоятельной деятельности), анализ рабочих программ (раздел работы с родителями по данному направлению); наблюдение и анализ разных форм деятельности с детьми по формированию основ здорового образа жизни у детей; анализ содержания предметно-пространственной среды дошкольной организации; анкетирование педагогов детских садов. Представлены результаты по выделенным показателям готовности воспитателя к формированию здорового образа жизни у дошкольников. Выявлена положительная динамика по всем выделенным критериям, показана зависимость готовности воспитателя от системы повышения квалификации педагогов. Охарактеризованы оставшиеся проблемы, определены предполагаемые пути их решения.
ВОСПИТАТЕЛИ, ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, ДОШКОЛЬНИКИ, ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ
The problem of organizing the formation of a healthy lifestyle for a child is caused, on the one hand, by a number of regulatory documents, and, on the other hand, by the deteriorating state of children's health. In this situation, the role of adults in connecting preschoolers to a healthy lifestyle is growing. A special situation arises in the conditions of preschool educational organizations in which educators are required to form the basis of a healthy lifestyle. This article presents an analysis of the comparative results of studies on the readiness of preschool teachers to form the foundations of a healthy lifestyle in older preschool children. The experiment was repeated with a difference of 10 years. The initial study was conducted when there was a tendency to change approaches to the formation of a healthy lifestyle in children.The research problem is posed in the work, the regulatory requirements for the organization of the process of forming a healthy lifestyle among preschool children, for the readiness of the educator for this process are disclosed. The study of the readiness of teachers for the formation of a healthy lifestyle among preschoolers was carried out using the following methods and diagnostic methods: analysis of educational plans with older children (including analysis of immediate educational activities, working hours, organization of independent activities), analysis of work programs (section on working with parents in this area); observation and analysis of various forms of activity with children to form the foundations of a healthy lifestyle in children; analysis of the content of the subject-spatial environment of the preschool organization; questioning of kindergarten teachers. The results on the selected indicators of the teacher's readiness for the formation of a healthy lifestyle among preschool children are presented. Positive dynamics was revealed by all the selected criteria, the dependence of the readiness of the teacher on the system of advanced training of teachers is shown. The remaining problems are characterized, the proposed ways to solve them are identified.
EDUCATORS, PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS, HEALTHY LIFESTYLE, PRESCHOOLERS, TEACHER TRAINING, HEALTH SAVING ACTIVITIES IN KINDERGARTEN