ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

FORMATION OF CULTURAL RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS IN THE LESSONS IN THE RUSSIAN LANGUAGE AS A FOREIGN

Девдариани Наталья Валерьевна

Devdariani Natalia Valerievna

Карельский научный журнал, № 4(29) 29.11.2019

Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы преподавания русского языка как иностранного (РКИ), в частности - культурологический аспект при изучении данной дисциплины. На примере темы «Русские живописцы» разбирается структура занятия, анализируются особенности искусствоведческого текста о В.А. Серове и лексико-грамматические задания к нему. Подчеркивается несомненная значимость культурологического аспекта в процессе изучения любого иностранного языка, в том числе и РКИ. На примере знакомства с творчеством живописца В.А. Серова актуализируется значение культуры и искусства страны пребывания иностранных студентов, изучающих русский язык. Вдумчивое, внимательное прочтение текста, интерпретирующего картину В.А. Серова «Девочка с персиками» необходимо при наблюдении над такими изучаемыми языковыми единицами, как причастия и причастные обороты, которые активно функционируют в данном тексте. Авторы исследования рассматривают культурологический компонент языка как необходимый элемент, способствующий личностному и межкультурному развитию. В статье делается вывод о том, что культурологический аспект в изучении русского языка как иностранного, изучение языковых фактов с опорой на культурный компонент, несомненно, представляет собой перспективное направление в современной лингводидактике

Ключевые слова:
КУЛЬТУРА, ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ, МЕТОДИКА, РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ, МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ, КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ, ЛИНГВОДИДАКТИКА, ЖИВОПИСЬ, В.А.СЕРОВ, ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ ТЕКСТ, ЯЗЫКОВЫЕ ЕДИНИЦЫ, ПРИЧАСТИЯ И ПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ
Description:
The article discusses the problems of teaching Russian as a foreign language (RCT), in particular, the cultural aspect in the study of this discipline. Using the theme “Russian painters” as an example, the structure of the lesson is analyzed, the features of an art history text about V. A. Serove and lexical and grammatical assignments to him. The undoubted significance of the cultural aspect in the process of learning any foreign language, including RCT, is emphasized. On the example of acquaintance with the work of the painter V.A. Serov actualizes the importance of culture and art of the host country of foreign students studying Russian. A thoughtful, attentive reading of a text that interprets the picture of V.A. Serova “Girl with Peaches” is necessary when observing such studied linguistic units as participles and participles, which actively function in this text. The authors of the study consider the cultural component of the language as a necessary element that promotes personal and intercultural development. The article concludes that the cultural aspect in the study of Russian as a foreign language, the study of linguistic facts based on the cultural component, undoubtedly represents a promising direction in modern linguodidactics.

Key words:
CULTURE, LINGUOCULTUROLOGY, METHODOLOGY, RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE, INTERCULTURAL COMMUNICATION, CULTURAL VALUES, LINGUODIDACTICS, PAINTING, V.A.SEROV, ART HISTORY TEXT, LANGUAGE UNITS, PARTICIPLES AND PARTICIPLES