ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РКИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

FORMING OF CRITICAL THINKING SKILLS IN CLASSES ON RFL AT MEDICAL UNIVERSITY

Скляр Елена Станиславовна

Sklyar Elena Stanislavovna

Карельский научный журнал, № 4(29) 29.11.2019

Аннотация:
Данная статья посвящена вопросам формирования навыков критического мышления на занятиях по русскому языку как иностранному у студентов-медиков. В работе дается определение критического мышления, обосновывается актуальность использования технологии критического мышления в эпоху глобализации, когда людям необходимо анализировать и систематизировать огромные объемы информации, выполнять новые задачи, обсуждать различные темы и приводить собственные аргументы. Анализ последних исследований показал, что развитие критического мышления на занятиях по РКИ является важной методической задачей, направленной на развитие интеллектуальных способностей студентов и формирование их профессиональной и коммуникативной компетенции. Особое внимание в работе уделяется применению технологии развития критического мышления через чтение текстов медицинской направленности. Достижение поставленной цели видится в использовании различных видов заданий, актуализирующих знания учащихся и повышающих эффективность восприятия информации. Особая роль в этом процессе отводится различным интерактивным методам обучения (коммуникативные упражнения, проблемные ситуации, кластеры и др.). Представлены примеры упражнений, используемых для формирования навыков критического мышления при изучении темы «Риновирусная инфекция»: членение текста на смысловые части, составление денотатной схемы, выявление ошибочной и лишней информации на основе сравнения различных текстов и задания «верно / неверно / нет в тексте»). Автором делается вывод о том, что использование подобных методик способствует оптимальной организации учебного процесса и повышению интереса к изучаемой дисциплине.

Ключевые слова:
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ, РУССКИЙ ЯЗЫК В СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ, ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, КОМПЕТЕНЦИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ЧТЕНИЕ ТЕКСТА, УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ, ОСМЫСЛЕНИЕ, РЕФЛЕКСИЯ
Description:
This article is devoted to the formation of critical thinking skills in the classes of Russian as a foreign language among medical students. The paper gives the definition of critical thinking, substantiates the relevance of using critical thinking technology in the era of globalization, when people need to analyze and systematize huge amounts of information, perform new tasks, discuss various topics and give their own arguments. An analysis of recent studies has shown that the development of critical thinking in classes of RFL is an important methodological task aimed at developing the intellectual abilities of students and the formation of their professional and communicative competence. Special attention is paid to the application of critical thinking development technology through reading medical texts. Achieving this goal is seen in the use of various types of tasks that actualize students' knowledge and increase the efficiency of information perception. A special role in this process is played by various interactive teaching methods (communicative exercises, problem situations, clusters, etc.). Examples of exercises used to build critical thinking skills when studying the topic “Rhinovirus infection” are given: dividing the text into semantic parts, drawing up a denotative scheme, identifying erroneous and unnecessary information based on a comparison of various texts and the task “true / false / not in the text”) . The author concludes that the use of such techniques contributes the optimal organization of the educational process and increases interest in the subject.

Key words:
RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE, RUSSIAN FOR SPECIAL PURPOSES, INTERACTIVE METHODS, COMPETENCE, CRITICAL THINKING TECHNOLOGY, READING TEXT, ABILITY TO ANALYZE INFORMATION, COMPREHENSION, REFLECTION