ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

FORMATION OF SOSIO-CULTURAL COMPETENCE IN PRACTICAL CLASSES IN THE RUSSIAN LANGUAGE SYSTEM AS A FOREING

Петрова Наталья Эдуардовна

Petrova Natalia Eduardovna

Карельский научный журнал, № 2(27) 29.05.2019

В статье даётся методическое описание коммуникативно ориентированного урока, предназначенного для иностранных студентов, приехавших в Россию для получения специального образования. Однако для обучения в российском вузе и проживания в стране нужно знать язык и владеть рядом необходимых компетенций, прежде всего социокультурной, позволяющей адаптироваться и беспроблемно осуществлять социально-бытовую и учебно-профессиональную коммуникацию на русском языке. С этой целью могут быть подготовлены методические разработки по тематике, связанной с основными коммуникативными потребностями при общении с носителями языка. В данной статье представлена методическая разработка урока по теме «В студенческой столовой, буфете, кафе», которая входит в тематический модуль, состоящий из нескольких уроков, объединённых общей тематикой. Для студентов-билингвов с английским языком-посредником даются задания с английским переводом. Выдержана классическая структура урока, однако наполнение его максимально приближено к тем реалиям, с которыми иностранцы соприкасаются в студенческой жизни, например аналогичные диалоги они ведут в университетском буфете и столовой, цены и ассортимент взяты из реального прейскуранта и меню. Задания, включённые в урок, шаг за шагом ведут учащихся к осуществлению полноценной коммуникации в русскоязычной среде.
МИРОВАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ, СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ МОДУЛЬНЫХ УРОКОВ, ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА, ГРАММАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ, ГРАММАТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА, МИКРОДИАЛОГ, ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ БЕСЕДА, РОЛЕВАЯ ИГРА, КОММУНИКАТИВНАЯ ЗАДАЧА
The article provides a methodical description of a communicatively oriented lesson intended for foreign students who came to Russia to receive special education. However, to study at a Russian university and to live in a country, it is necessary to know the language and possess a number of necessary competencies, primarily sociocultural, allowing to adapt and seamlessly carry out social, educational and professional communication in Russian. To this end, methodological developments can be prepared on topics related to basic communication needs when communicating with native speakers. This article presents a methodological development of a lesson on the theme “In the student cafeteria, buffet, cafe”, which is included in the thematic module consisting of several lessons united by a common theme. For bilingual students with an intermediate English language, assignments are given with an English translation. The classical structure of the lesson is sustained, but its content is as close as possible to the realities with which foreigners come into contact in student life, for example, they lead similar dialogues in the university canteen and dining room, prices and assortment are taken from the real price list and menu. The tasks included in the lesson lead students step by step to the implementation of full-fledged communication in the Russian-speaking environment.
WORLD GLOBALIZATION, INTEGRATION PROCESSES, SOCIOCULTURAL COMPETENCE, METHODOLOGICAL DEVELOPMENT OF MODULAR LESSONS, THEMATIC VOCABULARY, GRAMMATICAL MATERIAL, SITUATIONAL TASKS, GRAMMAR TABLE, MICRODIALOGUE, QUESTION-ANSWER CONVERSATION, ROLE-PLAYING GAME, COMMUNICATIVE TASK