ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ОСНОВНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

CHANGING THE ROLE OF THE STUDENT AT THE MAIN STAGES OF DEVELOPMENT ACTIVE LEARNING METHODS

Девдариани Наталья Валерьевна

DEVDARIANI NATALIA VALERIEVNA

Карельский научный журнал, № 2(31) 28.05.2020

Данная статья представляет собой краткое исследование, направленное на изучение развития термина «активные методы обучения». Автор статьи рассматривает предпосылки, обусловившие разработку данного понятия - активные методы обучения, как в дидактике, так и в отечественной и западной педагогике. Исследуя причины появления данного инструментария в процессе обучения, автор указывает на теорию деятельности советских психологов и педагогов; появление социального заказа на формирование творческой, мобильной, самостоятельной личности; внедрение систем менеджмента качества в учреждениях образования; активизацию позиции обучающихся в образовательном процессе, вызвавшую изменение образовательной парадигмы в целом. В статье рассматривается появление термина «активные методы обучения», а также анализируются процессы, происходящие в дидактике ХХ века, способствующие разработке новых методов и форм, в которых обучающемуся отводилась роль субъекта. Исследование доказывает, что в большинстве современных российских изданий по педагогике и дидактике отсутствует понятие «активные методы обучения», хотя дается характеристика некоторых из них. Автор, в своей работе, опирается на классификацию активных методов обучения в соответствии с ролью обучающихся в образовательном процессе.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ТЕРМИНОЛОГИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ, ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ, КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА, ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР, ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ, КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
This article is a brief study aimed at studying the development of the term "active learning methods". The author considers the prerequisites that led to the development of this concept - active teaching methods, both in didactics and in Russian and Western pedagogy. Exploring the causes of this tool in the learning process, the author points to the theory of Soviet psychologists and educators; the emergence of social order on the formation of creative, mobile, self-identity; the introduction of quality management systems in educational institutions; the active role of students in the educational process that caused the change of educational paradigm as a whole. The article discusses the emergence of the term "active learning methods", and analyzes the processes occurring in the didactics of the twentieth century, contributing to the development of new methods and forms in which the student was assigned the role of the subject. The research proves that most modern Russian publications on pedagogy and didactics do not contain the concept of "active teaching methods", although some of them are characterized. The author, in his work, relies on the classification of active teaching methods in accordance with the role of students in the educational process.
ACTIVE TEACHING METHODS, CLASSIFICATION, TERMINOLOGY, ACTIVITY - BASED, CULTURAL, PERSONALITY-ORIENTED, COMPETENCE-BASED APPROACH, EDUCATIONAL PARADIGM, INNOVATIVE CHARACTER, DIDACTIC CONCEPTS, QUALITY OF EDUCATION, PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES