К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ

TO THE QUESTION OF THE FORMATION OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCE IN PRACTICAL LESSONS WITH FOREIGN STUDENTS

Петрова Наталья Эдуардовна

Petrova Natalia Eduardovna

Карельский научный журнал, № 4(29) 29.11.2019

Аннотация:
В статье даётся методическое описание системы работы с иностранными студентами над формированием и развитием социокультурной компетенции. Содержание урока посвящено обсуждению научного подхода к организации учебно-бытовой жизни иностранных студентов, обучающихся в вузах Российской Федерации. Параллельно с выполнением различных лексико-грамматических и речевых заданий выясняются подробности бытовой обустроенности жизни иностранцев в России, условий обучения. Научная организация труда (НОТ) студента, его режим дня, график работы и отдыха обсуждаются и оцениваются в ходе ведения диалогов, выступления с монологической речью продуктивного характера. Предполагается ведение дебатов по спорным вопросам, на которые у студентов могут быть различные точки зрения. В качестве опорного текста для чтения и обсуждения можно подобрать научный или научно-популярный текст по НОТ по усмотрению преподавателя. Для отработки конструкций научного стиля использованы рекомендации учёных в обсуждаемой области. Тема для работы и обсуждения настолько универсальна, что её можно использовать для работы с иностранными студентами различных специальностей. Целесообразно ввести её если не на подготовительном факультете (но только в конце обучения), то желательно это сделать на 1 курсе, поскольку данная информация предназначена для формирования знаний об эффективной и оптимальной организации учебно-бытовой жизни студентов.

Ключевые слова:
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ЖИЛИЩНО-БЫТОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ, ЯЗЫКОВАЯ АДАПТАЦИЯ, СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИИ, ФОНОВЫЕ ЗНАНИЯ, ЯЗЫКОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ДЕЛОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Description:
The article provides a methodological description of the system of work with foreign students on the formation and development of sociocultural competence. The content of the lesson is devoted to a discussion of the scientific approach to the organization of the educational and everyday life of foreign students studying in universities of the Russian Federation. In parallel with the implementation of various lexical and grammatical and speech tasks, the details of the household arrangement of the life of foreigners in Russia and the conditions of study are being clarified. The scientific organization of labor (NOT) of a student, his daily routine, work schedule and rest are discussed and evaluated during dialogues, speeches with a monologue speech of a productive nature. It is supposed to conduct debates on controversial issues, to which students may have different points of view. As a reference text for reading and discussion, you can choose a scientific or popular science text on NOTs at the discretion of the teacher. To refine the scientific-style constructions, the recommendations of scientists in the field under discussion were used. The topic for work and discussion is so universal that it can be used to work with foreign students of various specialties. It is advisable to introduce it if not at the preparatory faculty (but only at the end of the training), then it is advisable to do it in the 1st year, since this information is intended to generate knowledge about the effective and optimal organization of students' educational and everyday life.

Key words:
INTERNATIONAL EDUCATION, HOUSING AND ORGANIZATIONAL CONDITIONS, LANGUAGE ADAPTATION, SOCIO-CULTURAL COMPETENCIES, BACKGROUND KNOWLEDGE, LANGUAGE CONSTRUCTIONS, BUSINESS DOCUMENTATION