К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ: ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭТИКЕТНОЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ

TO THE QUESTION ABOUT THE PROBLEMS OF FOREIGN STUDENTS IN INTERCULTURAL COMMUNICATION: WAYS TO OVERCOME LIKE INTERFERENCE

Петрова Наталья Эдуардовна

Petrova Natalia Eduardovna

Карельский научный журнал, № 2(27) 29.05.2019

Аннотация:
В статье рассматриваются современные реалии международного образования, ориентированного на компетентностный подход. При этом делается акцент на обучение иностранных студентов, активно реализующих принцип международной интеграции в образовании. Поскольку речь идёт об обучении иностранных студентов, то в основе всего лежит базовая дисциплина - русский язык как иностранный (РКИ), которая в рамках профессионально ориентированного обучения, наряду с формированием, развитием и совершенствованием профессиональных компетенций, параллельно решает множество задач, в том числе и задачу формирования социокультурной компетенции, входящей в состав коммуникативной компетенции и являющейся ведущей в преподавании РКИ. Далее автор делает анализ межкультурной вербальной и невербальной коммуникации, вызывающей определённые трудности у иностранных студентов из Индии, обучающихся в вузах Российской Федерации. Авторы рассматривают причины возникновения этикетной интерференции и пути её преодоления. В статье рассказывается об особенностях индийского этикета, связанного с приветствиями, формированием личных имён, обусловленное территориальной и религиозной принадлежностью, традициями приёма гостя, его встречей и прощанием. Знание такой информации снимает проблемы адаптации в чужой стране, расширяет кругозор и повышает культурный уровень. Кроме того, знание преподавателем причин возникновения этикетной интерференции позволяет быстро устранить её и тем самым облегчить иностранным студентам этапы социокультурной адаптации.

Ключевые слова:
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ, КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД, СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, ПРОБЛЕМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ, ИНДИЙСКИЙ ЭТИКЕТ, ЭТИКЕТНАЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ, МЕЖКУЛЬТУРНАЯ РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ, СИНТЕТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР, МНОГОЯЗЫЧНАЯ СТРАНА, СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ, ВЛИЯНИЕ ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЫ,
Description:
The article discusses the current realities of international education focused on the competence-based approach. At the same time, emphasis is placed on the training of foreign students who actively implement the principle of international integration in education. Since we are talking about teaching foreign students, the basis is based on the basic discipline - Russian as a foreign language (RCT), which, in the framework of professionally oriented training, along with the formation, development and improvement of professional competencies, simultaneously solves many tasks, including the task of forming sociocultural competence, which is part of the communicative competence and is leading in the teaching of RCT. Further, the author makes an analysis of intercultural verbal and non-verbal communication, which causes certain difficulties for foreign students from India studying at universities in the Russian Federation. The authors consider the causes of etiquette interference and ways to overcome it. The article describes the peculiarities of Indian etiquette associated with greetings, the formation of personal names, due to territorial and religious affiliation, traditions of guest reception, his meeting and farewell. Knowledge of such information removes the problems of adaptation in a foreign country, broadens the horizons and raises the cultural level. In addition, the teacher’s knowledge of the causes of etiquette interference allows it to be quickly eliminated and thus facilitates the stages of sociocultural adaptation for foreign students.

Key words:
INTERNATIONAL EDUCATION, INTEGRATION PROCESSES, COMPETENCE-BASED APPROACH, SOCIOCULTURAL COMPETENCE, PROBLEMS OF INTERCULTURAL ADAPTATION, INDIAN ETIQUETTE, ETIQUETTE INTERFERENCE, INTERCULTURAL SPEECH COMMUNICATION, SYNTHETIC NATURE, MULTILINGUAL COUNTRY, SOCIAL CONTEXT, NATIONAL TRADITIONS, INFLUENCE OF WESTERN CULTURE