Статья посвящена изучению особенностей формирования навыков эмоциональной саморегуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития. Излагаются результаты экспериментального изучения следующих аспектов эмоциональной саморегуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития: эмоциональное благополучие детей, умение ориентироваться в собственных эмоциях и эмоциях окружающих, умение управлять своим поведением, руководствуясь нравственными нормами. Определяются психолого-педагогические условия эффективной коррекции эмоциональной саморегуляции у младших школьников с задержанным развитием - развитие осознания детьми необходимости регуляции своего поведения, расширение у них знаний об эмоциях, формирование умения понимать собственные эмоции и эмоции окружающих, закрепление у детей представлений о нормах поведения и правилах общения в коллективе, развитие навыков эмоционального самоконтроля. Выделяются основные методы психолого-педагогической коррекции эмоциональной саморегуляции - элементы психологического тренинга, арт-терапевтические технологии (изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия), игры-драматизации. Описывается логическая последовательность этапов коррекционной работы, содержание коррекционно-развивающей программы. Анализируются экспериментальные результаты апробации психолого-педагогической коррекции эмоциональной саморегуляции поведения у младших школьников с задержкой психического развития. Рассматриваются некоторые трудности в реализации коррекционно-развивающей программы относительно изучаемой категории нарушенного развития.
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, СОЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ, МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ, НРАВСТВЕННАЯ НОРМА ПОВЕДЕНИЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ