КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

CORRECTION OF EMOTIONAL SELF-REGULATION OF BEHAVIOR IN CHILDREN WITH DELAYED MENTAL DEVELOPMENT

Кисова Вероника Вячеславовна, Калашникова Анастасия Владимировна

KISOVA VERONIKA VYACHESLAVOVNA, KALASHNIKOVA ANASTASIA VLADIMIROVNA

Карельский научный журнал, № 4(33) 30.11.2020

Аннотация:
Статья посвящена изучению особенностей формирования навыков эмоциональной саморегуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития. Излагаются результаты экспериментального изучения следующих аспектов эмоциональной саморегуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития: эмоциональное благополучие детей, умение ориентироваться в собственных эмоциях и эмоциях окружающих, умение управлять своим поведением, руководствуясь нравственными нормами. Определяются психолого-педагогические условия эффективной коррекции эмоциональной саморегуляции у младших школьников с задержанным развитием - развитие осознания детьми необходимости регуляции своего поведения, расширение у них знаний об эмоциях, формирование умения понимать собственные эмоции и эмоции окружающих, закрепление у детей представлений о нормах поведения и правилах общения в коллективе, развитие навыков эмоционального самоконтроля. Выделяются основные методы психолого-педагогической коррекции эмоциональной саморегуляции - элементы психологического тренинга, арт-терапевтические технологии (изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия), игры-драматизации. Описывается логическая последовательность этапов коррекционной работы, содержание коррекционно-развивающей программы. Анализируются экспериментальные результаты апробации психолого-педагогической коррекции эмоциональной саморегуляции поведения у младших школьников с задержкой психического развития. Рассматриваются некоторые трудности в реализации коррекционно-развивающей программы относительно изучаемой категории нарушенного развития.

Ключевые слова:
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, СОЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ, МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ, НРАВСТВЕННАЯ НОРМА ПОВЕДЕНИЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
Description:
The article is devoted to the study of the peculiarities of the formation of skills of emotional self-regulation of behavior of younger schoolchildren with mental retardation. The article presents the results of an experimental study of the following aspects of emotional self-regulation of the behavior of junior schoolchildren with mental retardation: emotional well-being of children, the ability to navigate their own emotions and the emotions of others, the ability to control their behavior, guided by moral norms. Psychological and pedagogical conditions for effective correction of emotional self-regulation in younger schoolchildren with delayed development are determined - the development of children's awareness of the need to regulate their behavior, expanding their knowledge of emotions, developing the ability to understand their own emotions and the emotions of others, consolidating children's ideas about behavior norms and rules of communication in a team, the development of skills of emotional self-control. The main methods of psychological and pedagogical correction of emotional self-regulation are highlighted - elements of psychological training, art therapy technologies (isotherapy, fairy tale therapy, music therapy), dramatization games. The logical sequence of stages of correctional work, the content of the correctional and developmental program is described. The experimental results of testing the psychological and pedagogical correction of emotional self-regulation of behavior in younger schoolchildren with mental retardation are analyzed. Some difficulties in the implementation of a correctional and developmental program in relation to the studied category of impaired development are considered.

Key words:
MENTAL RETARDATION, SOCIAL EMOTIONS, JUNIOR SCHOOLCHILDREN, MORAL NORMS OF BEHAVIOR, EMOTIONAL WELL-BEING, EMOTIONAL SELF-REGULATION OF BEHAVIOR, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CORRECTION