МЕТОД СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ М.МОНТЕССОРИ

THE METHOD OF FREE EDUCATION M. MONTESSORI

Чиркова Вера Михайловна

Chirkova Vera Michailovna

Карельский научный журнал, № 2(27) 29.05.2019

Статья посвящена известному ученому-исследователю, психиатру и психологу, опытному детскому врачу и философу М. Монтессори. В свое время она явилась новатором и подвижником новых гуманистических идей, создателем нового метода обучения детей младшего возраста, который подчеркивает развитие собственной инициативы и естественных способностей ребенка, особенно посредством практических игр. Этот метод позволяет детям развиваться в своем собственном темпе и дает возможность учителям по-новому понять ребенка, помочь ему не зацикливаться на одном, а гармонично развиваться, чувствуя опору и поддержку со стороны взрослого человека. Автор рассматривает теоретические основы педагогики М. Монтессори, отмечая тот факт, что в различные временные периоды о педагогической системе Монтессори в России и в других странах высказывались разные суждения от абсолютно положительных до крайне негативных. В статье представлена общая характеристика содержания и средств обучения в системе М. Монтессори, которые можно представить в виде двух основных постулатов. Первый из них заключается в том, что дети занимаются психологическим самосозданием посредством свободного взаимодействия с окружающей средой. Во-вторых, дети, особенно в возрасте до шести лет, имеют врожденный путь психологического развития. Основываясь на своих наблюдениях, Монтессори считала, что дети, которые могут свободно действовать в среде, подготовленной в соответствии с ее моделью, будут совершать необходимые действия для оптимального развития.
М. МОНТЕССОРИ, СПОСОБНОСТЬ РЕБЕНКА, ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ПОДГОТОВЛЕННАЯ СРЕДА, НАБЛЮДЕНИЕ, МЕТОД, ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, УЧИТЕЛЬ, МАТЕРИАЛЫ
The article is dedicated to the well-known research scientist, psychiatrist and psychologist, experienced pediatrician and philosopher M. Montessori. At one time, she was an innovator and a devotee of new humanistic ideas, the creator of a new method of teaching young children, which emphasizes the development of a child’s own initiative and natural abilities, especially through practical games. This method allows children to develop at their own pace and enables teachers to understand the child in a new way, to help him not to focus on one thing, but to develop harmoniously, feeling supported of adult person. The author examines the theoretical foundations of the pedagogy of M. Montessori, noting the fact that in different time periods about the pedagogical system of Montessori in Russia and in other countries different opinions were expressed from absolutely positive to extremely negative. The article presents a general description of the content and means of education in the system of M. Montessori, which can be presented in the form of two main postulates. The first of these is that children engage in psychological self-creation through free interaction with the environment. Secondly, children, especially those under six years of age, have an inborn path of psychological development. Based on her observations, Montessori believed that children who can act freely in an environment prepared in accordance with her model will perform the necessary actions for optimal development.
M. MONTESSORI, CHILD'S ABILITY, ENVIRONMENT, PEDAGOGICAL SYSTEM, PREPARED ENVIRONMENT, OBSERVATION, METHOD, EDUCATIONAL MODEL, PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS, PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT, TEACHER, MATERIALS