МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

MODEL OF ORGANIZATION OF STUDENTS INDEPENDENT WORK IN THE PROCESS OF RUSSIAN AS FOREIGN TEACHING

Дмитриева Дарья Дмитриевна

Dmitrieva Darya Dmitrievna

Карельский научный журнал, № 2(27) 29.05.2019

Статья посвящена проблеме организации самостоятельной работы иностранных студентов при обучении русскому языку. Автор рассматривает особенности осуществления данного процесса и его значимость в образовательной системе высших учебных заведений. Известно, что активизация самостоятельной работы способствует формированию личности будущего специалиста, готового к самообразованию, постоянному повышению профессиональной компетентности и к профессиональной деятельности. По мнению автора, процесс организации самостоятельной работы иностранных студентов, изучающих русский язык, может стать более целенаправленным, управляемым и эффективным благодаря созданию педагогической модели его осуществления. В статье рассмотрены структура и содержание данной модели. Она представляет собой совокупность таких структурных компонентов, как целевой, теоретический, технологический и оценочно-результативный блоки. В свою очередь теоретический блок объединяет подходы, принципы и содержание самостоятельной работы. Технологический блок включает методы, средства и педагогические условия её организации, а также основные этапы и алгоритм осуществления данного процесса. Оценочно-результативный блок состоит из критериев и показателей эффективности модели организации самостоятельной работы иностранных студентов в процессе обучения русскому языку и результата данного процесса. В результате данного исследования автор делает вывод, что при оптимальном сочетании методов, средств и педагогических условий из разработанной модели организации самостоятельной работы студентов, изучающих РКИ, развиваются их профессионально значимые качества, творческие способности, самостоятельность и активность. Данная модель организации самостоятельной работы может использоваться в образовательном процессе при обучении как иностранных, так и русских студентов.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА, РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ (РКИ), ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, РЕПРОДУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ, РЕКОНСТРУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ, ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ, МОДЕЛИРОВАНИЕ, СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
The article is devoted to the problem of organization of foreign students` independent work in teaching Russian. The author considers the peculiarities of this process and its importance in the educational system of higher educational institutions. It is known that the activation of independent work contributes to the formation of the future specialist’s personality, who is ready for self-education, constant improvement of professional competence and professional activity. According to the author, the process of independent work organization of foreign students studying Russian language can become more focused, manageable and effective thanks to the creation of pedagogical model of its implementation. The article describes the structure and content of this model. It is a combination of such structural components as the target, theoretical, technological, and evaluation-productive units. In turn, the theoretical unit combines the approaches, principles and content of independent work. The technological unit includes methods, means and pedagogical conditions of its organization, as well as the main stages and algorithm of this process. The evaluation unit consists of criteria and indicators of the effectiveness of the model of organization of foreign students` independent work in the process of teaching Russian and the result of this process. As a result of this study, the author concludes that the optimal combination of methods, tools and pedagogical conditions of developed model of organization of students` independent work, develop their professionally significant qualities, creativity, independence and activity. This model of organization of independent work can be used in the educational process in the training of both foreign and Russian students.
INDEPENDENT WORK, RUSSIAN AS FOREIGN LANGUAGE, PEDAGOGICAL MODEL, PEDAGOGICAL CONDITIONS, REPRODUCTIVE LEVEL, RECONSTRUCTIVE LEVEL, CREATIVE LEVEL, MODELING, MEANS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES