НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА (НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО)

MORAL AND ETHICAL STANDARDS AS A SOCIOCULTURAL INFORMATION REQUIRED FOR INTERCULTURAL DIALOGUE (AT THE LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE AS A FOREIGN LANGUAGE)

Петрова Наталья Эдуардовна

PETROVA NATALIA EDUARDOVNA

Карельский научный журнал, № 4(33) 30.11.2020

В статье даётся методическое описание урока по дисциплине русский язык как иностранный (РКИ) по лексической теме «Права и обязанности граждан моей страны (нравственно-этические нормы)». Структура урока характеризуется традиционным классическим подходом, поэтому содержит шесть разделов, включающих проверку самостоятельной работы, предтекстовую, притекстовую, потекстовую и послетекстовую работу, а также самостоятельную работу студентов. Предполагается, что методическое описание может послужить основой для проведения урока по заявленной или близкой тематике, которая даёт учащимся социокультурную информацию о нравственно-этических нормах российских граждан и позволяет иностранцам рассказать морально-этических принципах в их стране. Такой обмен информацией будет способствовать выстраиванию межкультурного диалога, обеспечивающего взаимопонимание людей различных национальностей, культур и традиций. Кроме того, обсуждение таких тем показывает, что, несмотря на различные языки и цвет кожи, у людей гораздо больше общего, чем отличительного. Осознание этого факта ведёт к сближения и доверию. Урок по предложенной разработке может быть использован при обучении студентов любой специальности, так как лексические темы носят социокультурный характер. Уроки на подобные темы обязательно должны вводиться в систему занятий по РКИ, даже если основной объем учебных часов предназначен для профессиональной подготовки.
МИРОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ, МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ, СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА, МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, КОНСТИТУЦИЯ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН
The article provides a methodological description of a lesson in the discipline of Russian as a foreign language (RFL) on the lexical topic "Rights and obligations of citizens of my country (moral and ethical standards)". The structure of the lesson is characterized by the traditional classical approach, therefore, it contains six sections, including the test of independent work, pre-text, pre-text, po-text and post-text work, as well as independent work of students. It is assumed that the methodological description can serve as a basis for conducting a lesson on a declared or similar topic, which provides students with socio-cultural information about the moral and ethical standards of Russian citizens and allows foreigners to tell the moral and ethical principles in their country. Such exchange of information will contribute to building an intercultural dialogue, ensuring mutual understanding of people of different nationalities, cultures and traditions. In addition, the discussion of such topics shows that despite different languages and skin colors, people have much more in common than distinctive. Awareness of this fact leads to rapprochement and trust. The lesson on the proposed development can be used in teaching students of any specialty, since the lexical topics are of a socio-cultural nature. Lessons on such topics must be included in the system of lessons in RFL, even if the bulk of the teaching hours is intended for professional training.
WORLD INTEGRATION, INTERCULTURAL DIALOGUE, SOCIO-CULTURAL INFORMATION, LEXICAL TOPIC, MORAL AND ETHICAL PRINCIPLES, CONSTITUTION, RIGHTS AND OBLIGATIONS OF CITIZENS