ОБСУЖДЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

DISCUSSION OF ENVIRONMENTAL PROBLEMS WHEN TRAINING FOREIGNERS STUDENTS IN THE TEACHING SYSTEM RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Петрова Наталья Эдуардовна

PETROVA NATALIA EDUARDOVNA

Карельский научный журнал, № 4(33) 30.11.2020

В статье даётся методическое описание урока по дисциплине «Русский язык как иностранный» по социокультурной тематике, посвящённой экологическим проблемам современного общества. Тема урока, как и методическая разработка в целом, может быть использована для обучения иностранных студентов, получающих высшее профессиональное образование в вузах Российской Федерации. Тема настолько универсальна, что её можно изучать как инженерам, так и врачам, фармацевтам, юристам, экономистам, филологам и представителям многих других специальностей. Урок состоит из частей, которые включают проверку самостоятельной работы студентов, предтекстовую, притекстовую, потекстовую, послетекстовую работу и кроме того, продуцирование текста. Вся урочная деятельность направлена на развитие как лексико-грамматических, так и речевых навыков. Студенты должны познакомиться с новой лексикой, выполнить грамматические упражнения, прослушать мини-лекцию преподавателя, прочитать текст об экологии, затем обсудить его в ходе диалога-расспроса, составить сложный назывной план по статье, познакомиться со средствами сжатого описания текста и, используя их, составить устный монолог-рассуждение продуктивного характера. В качестве домашнего задания, или самостоятельной работы, студенты получают задание написать сочинение об экологии в современном мире.
ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ, СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПОДГОТОВКА, ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА, СЛОВАРЬ ТЕМЫ, ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОДУЦИРОВАНИЕ ТЕКСТА
The article provides a methodological description of a lesson on the discipline "Russian as a foreign language" on socio-cultural topics, dedicated to the environmental problems of modern society. The topic of the lesson, as well as the methodological development in general, can be used to teach foreign students who receive higher professional education in the universities of the Russian Federation. The topic is so universal that it can be studied by both engineers and doctors, pharmacists, lawyers, economists, philologists and representatives of many other specialties. The lesson consists of parts that include checking the independent work of students, pre-text, pre-text, po-text, post-text work and, in addition, text production. All lesson activities are aimed at developing both lexical-grammatical and speech skills. Students should get acquainted with new vocabulary, complete grammatical exercises, listen to a mini-lecture by a teacher, read a text about ecology, then discuss it during a questioning dialogue, draw up a complex naming plan for an article, get acquainted with the means of concise text description and, using them, compose oral monologue-reasoning of a productive nature. As homework or independent work, students are asked to write an essay about ecology in the modern world.
GLOBALIZATION PROCESSES, SOCIO-CULTURAL TRAINING, LEXICAL THEME, VOCABULARY OF THE TOPIC, LEXICAL AND GRAMMATICAL TASKS, TYPES OF SPEECH ACTIVITY, TEXT PRODUCTION