ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN THE CONTEXT OF A COMMUNICATIVE-ACTIVITY APPROACH

Девдариани Наталья Валерьевна

DEVDARIANI NATALIA VALERIEVNA

Карельский научный журнал, № 3(32) 29.08.2020

Аннотация:
В статье представлен анализ системы русского языка как иностранного не как перечень теоретических правил, представленных в поуровневом описании языка (фонетика → словообразование → морфология → синтаксис → текст), а в качестве компонента осмысленной, целенаправленной и содержательной коммуникации, основанной на коммуникативно - деятельностном подходе. Отмечается, что на современном этапе развития методики преподавания иностранных языков особое внимание уделяется развитию навыков и умений адекватного общения. Вместе с тем преподаватели русского языка как иностранного сталкиваются с необходимостью обучить студентов формированию мысли средствами русского языка на всех уровнях владения, несмотря на тенденцию сокращения в вузах учебных часов. Сделать это преподаватель русского языка в состоянии лишь при целенаправленной, чёткой стратегии обучения иностранных учащихся, обучаемых с помощью языка-посредника, опираясь на коммуникативно-деятельностный подход. В статье отмечается обязанность преподавателя активизировать механизмы осознанного восприятия языковых фактов для развития активной речи. С помощью этого, преодолевается односторонний взгляд на обучение языку студентов англоязычной формы образования.

Ключевые слова:
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ, КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД, КОММУНИКАТИВНОСТЬ, ФОНЕТИЧЕСКИЕ, ГРАММАТИЧЕСКИЕ, ЛЕКСИЧЕСКИЕ НАВЫКИ, ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ, ЯЗЫК-ПОСРЕДНИК, ИСКУССТВЕННАЯ ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Description:
The article presents an analysis of the system of Russian as a foreign language, not as a list of theoretical rules presented in a multi-level description of the language (phonetics → word formation → morphology → syntax → text), but as a component of meaningful, purposeful and meaningful communication based on a communicative - activity approach. It is noted that at the present stage of development of methods of teaching foreign languages, special attention is paid to the development of skills and abilities of adequate communication. Russian as a foreign language teachers are faced with the need to train students to form thoughts using the Russian language at all levels of proficiency, despite the tendency to reduce teaching hours in higher education institutions. A Russian language teacher can do this only if there is a purposeful, clear strategy for teaching foreign students who are taught using an intermediary language, based on a communicative and activity approach. The article notes the teacher's obligation to activate the mechanisms of conscious perception of language facts for the development of active speech. This helps to overcome the one-sided view of teaching the language to students of the English-language form of education.

Key words:
RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE, COMMUNICATION AND ACTIVITY APPROACH, COMMUNICATION SKILLS, PHONETIC, GRAMMATICAL, LEXICAL SKILLS, FOREIGN STUDENTS, INTERMEDIARY LANGUAGE, ARTIFICIAL LANGUAGE ENVIRONMENT, EDUCATIONAL TECHNOLOGIES, ENGLISH