ОСОБЕННОСТИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

INNOVATION-ORIENTED MODEL OF TRAINING NDERGRADUATES

Карпушкина Наталья Викторовна, Конева Ирина Алексеевна

Karpushkina Natalya Viktorovna, Koneva Irina Alekseevna

Карельский научный журнал, № 2(27) 29.05.2019

Статья посвящена изучению особенностей девиантного поведения подростков с задержкой психического развития в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. Рассматривается факторы риска формирования девиантного поведения подростков в зависимости от особенностей их развития на протяжении подросткового возраста. Сравнительный анализ осуществлялся в двух подгруппах: подростки с нормальным психическим развитием и с задержкой психического развития. Были обнаружены как общевозрастные, так и специфические, связанные со структурой дефекта, особенности проявления отклоняющегося поведения подростков. Было доказано единство общевозрастных и специфических особенностей развития личности у подростков с нормальным психическим развитием и с задержкой психического развития. В то же время, с подростками задержкой психического развития важно проводить профилактическую работу для предупреждения отклоняющегося поведения. На основе результатов констатирующего эксперимента была разработана и апробирована программа формирующего эксперимента, направленная на предупреждение факторов риска формирования аддиктивного поведения у подростков с задержкой психического развития. Психокоррекционная программа включала два блока- работу с подростками и занятий, направленных на работу с родителями. Основной технологией для коррекционной работы стала арт- терапия. Разработанная нами программа доказала свою эффективность. Показатели агрессивности, тревожности, личностных нарушений в группе подростков с задержкой психического развития изменились в сторону снижения факторов риска девиантности.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ, НАРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ, АГРЕССИВНОСТЬ, ТРЕВОЖНОСТЬ, КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ, АРТ ТЕРАПИЯ,
The article is devoted to the study of the features of deviant behavior of adolescents with mental retardation in comparison with their normally developing peers. Risk factors of formation of deviant behavior of teenagers depending on features of their development during adolescence are considered. Comparative analysis was carried out in two subgroups: adolescents with normal mental development and mental retardation. Was discovered as obselesence, and specific, associated with the structure of the defect, the characteristics of the manifestation of deviant behavior of teenagers. It was proved the unity of General age and specific features of personality development in adolescents with normal mental development and mental retardation. At the same time, with adolescents with mental retardation, it is important to carry out preventive work to prevent deviant behavior. On the basis of the results of ascertaining experiment the program of forming experiment aimed at prevention of risk factors of formation of addictive behavior in adolescents with mental retardation was developed and tested. Psychocorrection program included two blocks - work with teenagers and classes aimed at working with parents. The main technology for correctional work was art therapy. The program developed by us has proved its effectiveness. Indicators of aggressiveness, anxiety, personality disorders in the group of adolescents with mental retardation have changed in the direction of reducing the risk factors for deviance.
DEVIANT BEHAVIOR, ADDICTIVE BEHAVIOR, MENTAL RETARDATION, SOCIAL ADAPTATION, PERSONALITY DISORDERS, AGGRESSIVENESS, ANXIETY, CORRECTION OF PERSONAL DISORDERS, ART THERAPY