ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

FEATURES OF INTERNAL PROGRAMMING OF SPEECH UTTERANCE IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS

Медведева Елена Юрьевна, Ольхина Елена Александровна

Medvedeva Elena Yuryevna, Olkhina Elena Alexandrovna

Карельский научный журнал, № 1(30) 29.02.2020

В статье актуализируется проблема внутреннего программирования речевого высказывания у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи, как база активной речевой деятельности. На основании анализа данной проблематики делается вывод о том, что феномен внутреннего программирования речевого высказывания представляет собой актуальную проблему, которая требует глубокого научно-практического изучения и осмысления. Дается характеристика диагностического инструментария, направленного на изучение звеньев внутреннего программирования речевого высказывания (внутриречевой схемы высказывания, грамматического структурирования предложения, выбора слова по значению) и исследование серийной организации движений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Обобщенная характеристика выполнения экспериментальных заданий позволила выявить четыре различных уровня развития каждого исследуемого звена внутреннего программирования речевого высказывания. Полученные данные говорят о значительных различиях в уровне сформированности данных компонентов у младших школьников с речевыми нарушениями: от недостаточного до оптимального, соответствующего возрасту, причиной которых может выступать либо сохранность, либо органические повреждения определенных зон коры головного мозга. Экспериментальные данные представленные в статье свидетельствуют о том, что у одних и тех же испытуемых при оптимальном уровне развития одних звеньев внутреннего программирования речевого высказывания, обнаруживается недостаточное развитие других, что также может быть связано с неравномерностью органического поражения коры головного мозга, угнетением деятельности отдельных ее участков. Экспериментальный анализ показал недостаточный общий уровень развития внутреннего программирования речевого высказывания у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ВНУТРЕННЕЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ, ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ, АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ
The article actualizes the problem of internal programming of speech utterance in children of primary school age with severe speech disorders, as a basis for language behavior. Based on the analysis of this problem, it is concluded that the phenomenon of internal programming of speech utterance is an actual problem that requires deep scientific and practical study and understanding. The article describes diagnostic tools aimed at studying the links of internal programming of a speech utterance (intra-speech utterance scheme, grammatical structuring of a sentence, word selection by meaning) and studying the serial organization of movements in primary school children with severe speech disorders. The generalized overview of the experimental tasks allowed us to identify four different levels of development of each studied link of internal programming of a speech utterance. The data obtained indicate significant differences in the level of formation of these components in younger students with speech disorders: from insufficient to optimal, age-appropriate, which can be caused either by preservation or organic damage to certain areas of the cerebral cortex. Experimental data presented in the article indicate that the same subjects with the optimal level of development of some parts of the internal programming of speech utterance, found insufficient development of others, which may also be associated with uneven organic lesions of the cerebral cortex, inhibition of the activity of certain parts of it. The experimental analysis showed an insufficient overall level of development of internal programming of speech utterance in students with severe speech disorders.
STUDENTS WITH SEVERE SPEECH DISORDERS, CHILDREN WITH DISABILITIES, INTERNAL PROGRAMMING OF SPEECH UTTERANCE, HIGHER MENTAL FUNCTIONS, ASSOCIATIVE EXPERIMENT, LOGICAL AND GRAMMATICAL CONSTRUCTIONS