ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

FEATURES OF TEACHING SKILLS OF SAFE BEHAVIOR IN LIFE AT SENIOR PRESCHOOLERS

Ханова Татьяна Геннадьевна, Вьюшкина Екатерина Евгеньевна

KHANOVA TATYANA GENNADIEVNA, VYUSHKINA EKATERINA EVGENIEVNA

Карельский научный журнал, № 3(32) 29.08.2020

Аннотация:
Статья посвящена одной из актуальных на современном этапе проблем дошкольного образования - проблеме воспитания навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в быту. Анализируются подходы к трактовке понятия «безопасное поведение детей», предложенные разными учеными, вскрываются его содержание и структура относительно специфики дошкольного возраста. Авторами акцентируется внимание на необходимости учета ряда факторов, влияющих на характер поведения дошкольника в опасной ситуации. Подчеркивается, что ведущая роль в решении указанной проблемы принадлежит педагогу, осознающему необходимость целенаправленной деятельности по формированию навыков безопасного поведения подрастающего поколения. Описаны этапы и методика экспериментальной работы, дан глубокий анализ результатов констатирующего эксперимента, охарактеризованы актуальные уровни сформированности знаний и навыков безопасного поведения участников исследования. Определены основные формы и методы осуществления образовательного процесса, направленного на решение поставленных задач в рамках формирующего этапа исследования. Экспериментальным путем доказана эффективность комплекса педагогических условий воспитания культуры безопасного поведения старших дошкольников, включающий организацию оптимальной развивающей предметно-пространственной среды, учет возрастных особенностей детей, сотрудничество педагогов и родителей воспитанников. Сделан вывод о необходимости использования образовательных технологий, адаптированных возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Ключевые слова:
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В БЫТУ, ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, НАВЫКИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ, ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ, ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Description:
The article is devoted to one of the problems of preschool education that is relevant at the present stage - the problem of developing the skills of safe behavior of older preschool children in everyday life. The approaches to the interpretation of the concept of “safe behavior of children” proposed by different scientists are analyzed, its content and structure regarding the specifics of preschool age are revealed. The authors focus on the need to take into account a number of factors that affect the nature of behavior of a preschooler in a dangerous situation. It is emphasized that the leading role in solving this problem belongs to the teacher, who is aware of the need for purposeful activity in the formation of safe behavior skills of the younger generation. The stages and methods of experimental work are described, a deep analysis of the results of the ascertaining experiment is given, the current levels of knowledge and skills of safe behavior of the study participants are characterized. The main forms and methods of the educational process aimed at solving the tasks in the formative stage of the study are determined. Experimentally proved the effectiveness of the complex of pedagogical conditions for the education of a culture of safe behavior of senior preschoolers, including the organization of the optimal developing subject-spatial environment, taking into account the age characteristics of children, the cooperation of teachers and parents of pupils. It is concluded that it is necessary to use educational technologies adapted to the age characteristics of preschool children.

Key words:
PRESCHOOL CHILDREN, SAFE BEHAVIOR AT HOME, PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION, SAFE BEHAVIOR SKILLS, DANGEROUS SITUATIONS, EVERYDAY LIFE, EXPERIMENTAL RESEARCH, SKILLS DEVELOPMENT, EDUCATIONAL PROCESS