ОЦЕНКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ С УЧИТЕЛЯМИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КОМФОРТНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ASSESSMENT OF RELATIONSHIP OF PUPILS WITH TEACHERS AS AN INDICATOR OF COMFORT IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Цветкова Ирина Викторовна

TSVETKOVA IRINA VICTOROVNA

Карельский научный журнал, № 3(32) 29.08.2020

Формирование комфортной образовательной среды является актуальной проблемой для современной науки и практики. Ее решение зависит от системы факторов, которые являются предметом междисциплинарных исследований. В статье проведен анализ научных публикаций по изучению факторов психологически комфортной и безопасной образовательной среды. Сделан вывод о том, что современные исследователи рассматривают психологическую безопасность образовательной среды как важное условие успешной социализации подрастающих поколений. Задачи ее формирования требуют комплексного подхода. Он включает повышение психологической компетентности педагогов, развитие навыком проектирования факторов, обеспечивающих эффективные взаимоотношения участников образовательного процесса. Действенным инструментом управления комфортностью образовательной среды выступает социологический мониторинг. В статье представлены результаты социологических исследований, проведенных в Тольятти в 2006, 2009 и 2017 г.г. по оценке старшеклассниками отношений с педагогами. Результаты показывают, что количество школьников, которые оценивают отношения с учителями как доброжелательные и доверительные, увеличилось в 2017 году по сравнению с 2006 годом. Результаты исследования свидетельствуют о низком уровне конфликтности между учениками и педагогами. Однако взаимоотношения школьников с учителями нуждаются в совершенствовании в направлении повышения уровня психологической культуры.
КОМФОРТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, СТАРШЕКЛАССНИКИ, ОЦЕНКА ОТНОШЕНИЙ С УЧИТЕЛЯМИ, КОНФЛИКТЫ, УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ШКОЛЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
The formation of a comfortable educational environment is an urgent problem for modern science and practice. Its solution depends on a system of factors that are the subject of interdisciplinary research. The article analyzes scientific publications on the study of factors of psychologically comfortable and safe educational environment. It is concluded that modern researchers consider the psychological security of the educational environment as an important condition for successful socialization of younger generations. The tasks of its formation require a comprehensive approach. It includes improving the psychological competence of teachers, developing the skills of designing factors that ensure effective relationships between participants in the educational process. Sociological monitoring is an effective tool for managing the comfort of the educational environment. The article presents the results of sociological research conducted in Togliatti in 2006, 2009 and 2017 on the assessment of high school students ' relations with teachers. The results show that the number of students who rate relationships with teachers as friendly and trusting increased in 2017 compared to 2006. The results of the study indicate a low level of conflict between students and teachers. However, the relationship between students and teachers needs to be improved in the direction of increasing the level of psychological culture.
COMFORT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT, PSYCHOLOGICAL SECURITY, HIGH SCHOOL STUDENTS, ASSESSMENT OF RELATIONS WITH TEACHERS, CONFLICTS, CONDITIONS OF SOCIALIZATION IN SCHOOL, PSYCHOLOGICAL CULTURE