ПРИНЦИП СУБЪЕКТНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СПОСОБОВ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ

PRINCIPLE OF SUBJECTIVITY IN THE FORMATION OF METHODS OF ECO-ORIENTED LIFE IN THE STUDY OF CULTURAL LANDSCAPES

Лощилова Анна Александровна, Винокурова Наталья Федоровна

LOSHCHILOVA ANNA ALEKSANDROVNA, VINOKUROVA NATALIA FEDOROVNA

Карельский научный журнал, № 3(32) 29.08.2020

Актуальность статьи определяется приоритетом и опережающей функцией экологического образования как «ключевого фактора перемен» в направлении устойчивого развития, личностно-деятельностной и культурологической образовательными парадигмами, детерминирующими развитие обучающихся как субъектов учебно-познавательной деятельности, собственной жизнедеятельности и культуры. В статье раскрыты особенности реализации принципа субъектности при решении проблемы формирования личности как субъекта эколого-ориентированной жизнедеятельности в культурном ландшафте. Проведён анализ литературы по данной проблематике. Определена специфика принципа субъектности при реализации положений личностно-деятельностного, ландшафтно-средового и интегрально-ситуативного подходов. Представлены особенности культурно-ориентированных интегральных ситуаций, обеспечивающих формирование эколого-ориентированных способов «жизневосприятия», «жизнеосмысления» и «жизнетворчества» в контексте культуры природопользования. Раскрыт интегрально-дифференцированный механизм решения данных ситуаций, способствующий развитию субъективного опыта, холистического видения субъектом культурного ландшафта и своего места в его пространстве. Материалы статьи могут быть полезны школьным учителям, а также педагогами, осуществляющим свою деятельность в учреждениях дополнительного образования.
ПРИНЦИП СУБЪЕКТНОСТИ, КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ, ИНТЕГРАЛЬНО-СИТУАТИВНЫЙ ПОДХОД, КУЛЬТУРА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, СПОСОБЫ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИНТЕГРАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ МЕХАНИЗМ
Relevance of article is determined by priority and advanced function of environmental education as "a key factor of change" in the direction of sustainable development, personal-activity and culturological educational paradigm, determining the development of students as subjects of educational activity, their own life and culture. In the article the features of realization of the principle of subjectivity in addressing the issue of identity formation as a subject oriented towards ecology of life in the cultural landscape. The literature on this subject. The specificity of the principle of subjectivity in the implementation of the provisions of the personal-activity, landscape-environmental and integrally-situational approaches. The peculiarities of culturally-oriented integrated situations, ensuring the formation of eco-oriented ways of "isnamespace", "zhizneopisanie" and "creativity" in the context of culture of nature management. Disclosed is an integrated differential mechanism to address these situations, ensuring the development of subjective experience, holistic vision of the subject of the cultural landscape and their place in it. The article can be useful for classroom teachers as well as teachers operating in institutions of additional education.
THE PRINCIPLE OF SUBJECTIVITY, CULTURAL LANDSCAPE, INTEGRATED-CONTEXTUAL APPROACH, CULTURE MANAGEMENT, METHODS OF ECO-ORIENTED ACTIVITY, INTEGRAL-DIFFERENTIAL MECHANISM