ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

THE PROBLEM OF PROFESSIONAL STRESS OF TEACHERS IN THE MODERN EDUCATIONAL SYSTEM

Бергис Татьяна Анатольевна, Кривуля Юлия Станиславовна

Bergis Tatyana Anatolievna, Krivulya Julia Stanislavova

Карельский научный журнал, № 1(30) 29.02.2020

Аннотация:
Современная система образования претерпевает серьезные изменения, которые влекут за собой повышение требований не только к учащимся, но и к самим педагогам. Компетентность уровня знаний, педагогическое мастерство, знание и владение методикой преподавания, заинтересованность и профессиональная мотивированность, освоение новых граней своей профессии и самореализация. При этом, сохраняется высокий уровень конфликтогенности образовательной среды - большое количество межличностных контактов в течение одного рабочего дня, высокие требования со стороны администрации, родителей, самих учащихся и др. Все это играет важную роль в развитии стрессовых состояний педагогов, в последующем, отражающихся на их психологическом и соматическом здоровье. В статье анализируются исследования и подходы к проблеме профессионального стресса, приводится анализ смежных понятий «эмоциональное выгорание», «профессиональное выгорание», рассматриваются стрессогенные особенности профессиональной деятельности педагогов. Теоретическое исследование послужило основанием для дальнейших эмпирических исследований эмоционального состояния педагогов, их стрессоустойчивости как профессионально важного качества, факторов, влияющих на его формирование. Повышение стрессоустойчивости, в свою очередь, является залогом укрепления психического здоровья педагога, а соответственно, всей образовательной системы.

Ключевые слова:
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС, ПЕДАГОГ
Description:
The modern education system is undergoing major changes, which entail increasing the requirements not only for students, but also for teachers themselves. Competence of knowledge level, pedagogical skill, knowledge and knowledge of teaching methodology, interest and professional motivation, mastering of new faces of the profession and self-realization. At the same time, there remains a high level of conflict in the educational environment - a large number of interpersonal contacts during one working day, high demands from the administration, parents, students themselves, etc. All this plays an important role in the development of stress states of teachers, subsequently affecting their psychological and somatic health. The article analyzes research and approaches to the problem of professional stress, provides an analysis of related concepts of "emotional burnout," professional burnout, "considers stressful features of professional activity of teachers. The theoretical study was the basis for further empirical studies of the emotional state of teachers, their stress resistance as professionally important quality, factors affecting its formation.

Key words:
STRESS RESISTANCE, PROFESSIONAL STRESS, TEACHER