ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

PSYCHOLOGICAL BARRIERS IN STUDYING RUSSIAN AS FOREIGN

Самчик Наталья Николаевна

Samchik Natalya Nikolaevna

Карельский научный журнал, № 4(29) 29.11.2019

Аннотация:
Процесс получения новых знаний в рамках учебной деятельности неизбежно сопровождается появлением тех или иных психологических барьеров, влияющих не только на усвоение учебного материала, но и познавательную активность обучаемого, на структуру его личности и психологическое здоровье. Данные барьеры могут иметь как объективный, так и субъективный характер и проявляться с различной степенью интенсивности у разных студентов. Проблема психологических барьеров в обучении иностранному языку является перспективной для изучения психологами, педагогами, методистами, так как знание сущности, этимологии и видов психологических барьеров способствует оптимизации процесса обучения иностранному языку, а также адаптации обучаемых к новой для них иноязычной реальности. В статье анализируются основные подходы к пониманию сущности психологических барьеров в современной отечественной психологии и педагогике, их особенности при обучении иноязычной коммуникации, этимология, классификация и механизмы проявления в учебном процессе. Анализ теоретических и эмпирических исследований позволил автору выявить специфику возникновения психологических барьеров в процессе изучения русского языка как иностранного и описать содержание барьеров, затрудняющих эффективное овладение языком.

Ключевые слова:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР, РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ (РКИ), ЭТИМОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ, КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА,
Description:
The process of obtaining new knowledge during any educational activities is inevitably accompanied by certain psychological barriers that affect not only the assimilation of educational material, but also the cognitive activity of the student, the structure of his personality and his psychological health. These barriers can be both objective and subjective and are manifested with defferent intensity in different students. The problem of psychological barriers in teaching a foreign language is of vital importance for the study of psychologists, teachers, methodologists, as knowledge of the essence, etymology and types of psychological barriers helps to optimize the process of learning a foreign language, as well as the adaptation of students to a new foreign language reality. The article represents the analysis of the main approaches to understanding the essence of psychological barriers in modern Russian psychology and pedagogy, their features in teaching foreign language communication, etymology, classification and mechanisms of manifestation in the educational process. The analysis of theoretical and empirical studies allowed the author to identify specific features of psychological barriers in the process of learning Russian as a foreign language and to describe the content of barriers that impede effective language acquisition.

Key words:
PSYCHOLOGICAL BARRIER, RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE, ETYMOLOGY OF PSYCHOLOGICAL BARRIERS, CLASSIFICATION OF PSYCHOLOGICAL BARRIERS, EFFICIENCY OF FOREIGN LANGUAGE ACQUISITION