ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF SKILLS OF SAFE BEHAVIOR ON THE ROADS IN STUDENTS WITH DISABILITIES

Медведева Елена Юрьевна, Ольхина Елена Александровна

Medvedeva Elena Yuryevna, Olkhina Elena Alexandrovna

Карельский научный журнал, № 4(29) 2019 29.11.2019

В статье акцентируется внимание на необходимости детального научного анализа проблемы формирования навыков безопасного поведения на дорогах у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Подчёркивается недостаточная изученность проблематики в психолого-педагогической литературе. Отмечается дефицит программно-методического обеспечения работы образовательной организации по формированию основ транспортной культуры у детей с ограничениями по здоровью, что снижает качество учебно-воспитательного процесса. В статье предлагается развернутый анализ психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность работы педагогов по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у обучающихся различных нозологических групп.Исходя из особых образовательных потребностей каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, предлагаются приемы и методы работы по формированию транспортной культуры. Раскрываются варианты адаптации учебного материала в рамках тематики безопасного дорожного движения и приводятся конкретные примеры. Рассматриваются способы эффективного взаимодействия с обучающимися, имеющими ограничения по здоровью на занятии. Подчеркивается значение использования адаптированных учебно-методических материалов и грамотно подобранной наглядности. Особое внимание уделяется необходимости создания специальных условий обучения правилам дорожной безопасности детей с учетом их нозологического статуса. Доказывается важность целенаправленного педагогического руководства процессом формирования основ безопасного поведения на дорогах в условиях отклоняющегося развития.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ, БЕЗОПАСНОЕ ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ, БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА ДОРОГАХ, ТРАНСПОРТНАЯ КУЛЬТУРА, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, НАВЫКИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ, БЕЗОПАСНОЕ ДЕТСТВО, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ,
The article focuses on the need for a detailed scientific analysis of the problem of formation of skills of safe behavior on the roads of students with disabilities. Insufficient study of problems in psychological and pedagogical literature is emphasized. There is a shortage of software and methodological support for the work of the educational organization to form the foundations of transport culture in children with health restrictions, which reduces the quality of the educational process. The article offers a detailed analysis of psychological and pedagogical conditions that ensure the effectiveness of teachers in the formation of skills of safe behavior on the roads in students of different nosological groups. Based on the special educational needs of each category of children with disabilities and disabilities, the methods and methods of work on the formation of transport culture are proposed. The variants of adaptation of the educational material in the framework of the theme of safe road traffic are revealed and specific examples are given. The ways of effective interaction with students who have health restrictions in the classroom are considered. The importance of using adapted teaching materials and well-chosen visibility is emphasized. Special attention is paid to the need to create special conditions for teaching the rules of road safety of children, taking into account their nosological status. The importance of purposeful pedagogical management of the process of forming the foundations of safe behavior on the roads in conditions of deviant development is proved.
STUDENTS WITH DISABILITIES, ROAD SAFETY, SAFE BEHAVIOR ON ROADS, TRANSPORTATION ETIQUETTE, EDUCATIONAL INSTITUTION, SAFE BEHAVIOR SKILLS, SAFE CHILDHOOD, PRESCHOOLERS