ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF SOCIAL COMPETENCIES IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AMONG STUDENTS WITH DISABILITIES

БЫСТРОВА Алина Евгеньевна

BYSTROVA Alina Evgenyevna

Карельский научный журнал, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
На основе анализа теоретических и практических данных, полученных в ходе исследования, создана и внедрена методика формирования социальной компетентности у младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности в три этапа: организационный, исполнительный и аналитический. Основная цель методики - сформировать у обучающихся с ОВЗ социальные навыки как установку и личностное качество в процессе внеурочной деятельности. Определены основные условия включения лиц с ОВЗ во внеурочную деятельность. Для реализации методики выделены следующие компоненты социальной компетентности, рассматриваемые нами как отдельные компетенции: коммуникативный компонент, поведенческий, коммуникативно-поведенческий и когнитивный. Для формирования социальных компетенций у младших школьников с ОВЗ используется набор последовательных методов, а именно метод кейсов, показывающий действия по постановке цели, анализ алгоритмов, действия по определению цели, прогнозирование (прогнозирование), планирование, пошаговое выполнение, матричный метод (накопленный опыт в достижении целей) и метод оценки. Представлен сравнительный анализ внедрения подобных методик в практику психолого-педагогической работы с лицами с ОВЗ. Новизной данной методики является использование кейс-метода в работе с детьми с ОВЗ: для занятий разрабатывались кейсы, которые через трансформацию учебного предметного материала создавали ситуацию заинтересованности. Трансформация осуществлялась путем предоставления реальных жизненных примеров, доступных для понимания младших школьников, интересных для них, связанных с повседневной жизнью. Представлены качественные и количественные результаты эффективности внедрения методики. Определены направления дальнейших исследований.

Ключевые слова:
школьники начальных классов,социализация,ограниченные возможности здоровья,социальная компетентность,методика,кейсы
Description:
Based on the analysis of theoretical and practical data obtained in the course of the study, a methodology for the formation of social competence among younger schoolchildren with disabilities in extracurricular activities in three stages was created and implemented: organizational, executive and analytical. The main purpose of the methodology is to form social skills in students with disabilities as an attitude and personal quality in the process of extracurricular activities. The main conditions for the inclusion of persons with disabilities in extracurricular activities are determined. For the implementation of the methodology, the following components of social competence are identified, which we consider as separate competencies: the communicative component, behavioural, communicative-behavioural and cognitive. A set of sequential methods is used for the formation of social competencies in younger schoolchildren with disabilities, namely the case method, showing actions to set goals, analysis of algorithms, actions to determine goals, forecasting (forecasting), planning, step-by-step implementation, the matrix method (accumulated experience in achieving goals) and the evaluation method. A comparative analysis of the introduction of such methods into the practice of psychological and pedagogical work with persons with disabilities is presented. The novelty of this method is the use of the case method in working with children with disabilities: cases were developed for classes, which created a situation of interest through the transformation of the educational subject material. The transformation was carried out by providing real life examples that are accessible to younger schoolchildren, interesting for them, related to everyday life. The qualitative and quantitative results of the effectiveness of the implementation of the methodology are presented. The directions of further research are determined.

Key words:
primary school students,socialization,limited health opportunities,social competence,methodology,cases