ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF MORAL BEHAVIOR IN OLDER PRESCHOOLERS WITH MENTAL RETARDATION

КИСОВА Вероника Вячеславовна

KISOVA Veronika Vyacheslavovna

Карельский научный журнал, № 1(34)

Аннотация:
В статье представлены результаты экспериментального изучения нравственного поведения старших дошкольников с задержкой психического развития. Обозначается актуальность исследования в контексте современных требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Автором анализируются современные исследования нравственной сферы нормально развивающихся дошкольников и их сверстников с нарушенным темпом развития. Дается методологическое обоснование экспериментальных подходов к изучению нравственного поведения в дошкольном детстве. Представлены основные этапы психолого-педагогической программы развития и коррекции нравственного поведения старших дошкольников с задержкой психического развития. Описываются основные коррекционно-развивающие средства, используемые в работе с детьми: дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение детской художественной литературы, просмотр мультфильмов, слушание музыки, игры-драматизации, проблемные ситуации. Определяются психолого-педагогических условия развития нравственного поведения дошкольников с задержкой психического развития: развитие особого гуманистически направленного отношения к сверстникам и взрослым; формирование у детей осознанного стремления следовать нравственным нормам; приобщение дошкольников к практике нравственного поведения; создание условий для развития у детей нравственных привычек на основе закрепления эталонов нравственного поведения. Обозначаются дальнейшие перспективы психолого-педагогических исследований в данном направлении.

Ключевые слова:
дошкольники с задержкой психического развития,нравственное поведение,психолого-педагогические условия,коррекционно-развивающая программа,нравственная норма,нравственная привычка,нравственный эталон,соподчинение мотивов,социальная адаптация,социализация
Description:
The article presents the results of an experimental study of the moral behavior of older preschoolers with mental retardation. The relevance of the study in the context of modern requirements of the Federal State Standard of Preschool Education is indicated. The author analyzes modern studies of the moral sphere of normally developing preschoolers and their peers with mental retardation. The methodological substantiation of experimental approaches to the study of moral behavior in preschool childhood is given. The main stages of the psychological and pedagogical program for the development and correction of moral behavior of older preschoolers with mental retardation are presented. The article describes the main correctional and developmental tools used in working with children: didactic and story-role-playing games, reading children's fiction, watching cartoons, listening to music, dramatization games, problem situations. Determined by the psychological and pedagogical conditions for the development of moral behavior of preschool children with mental retardation: development of special humanistically directional relations to peers and adults; developing children's conscious decision to follow moral norms; the introduction of preschoolers to practice moral behavior; creating conditions for the development of children moral habits on the basis of the consolidation standards of moral conduct. Further prospects of psychological and pedagogical research in this direction are indicated.

Key words:
preschoolers with mental retardation,moral behavior,psychological and pedagogical conditions,correctional and developmental program,moral norm,moral habit,moral standard,subordination of motives,social adaptation,socialization