Аннотация:В статье представлены результаты экспериментального изучения нравственного поведения старших дошкольников с задержкой психического развития. Обозначается актуальность исследования в контексте современных требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Автором анализируются современные исследования нравственной сферы нормально развивающихся дошкольников и их сверстников с нарушенным темпом развития. Дается методологическое обоснование экспериментальных подходов к изучению нравственного поведения в дошкольном детстве. Представлены основные этапы психолого-педагогической программы развития и коррекции нравственного поведения старших дошкольников с задержкой психического развития. Описываются основные коррекционно-развивающие средства, используемые в работе с детьми: дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение детской художественной литературы, просмотр мультфильмов, слушание музыки, игры-драматизации, проблемные ситуации. Определяются психолого-педагогических условия развития нравственного поведения дошкольников с задержкой психического развития: развитие особого гуманистически направленного отношения к сверстникам и взрослым; формирование у детей осознанного стремления следовать нравственным нормам; приобщение дошкольников к практике нравственного поведения; создание условий для развития у детей нравственных привычек на основе закрепления эталонов нравственного поведения. Обозначаются дальнейшие перспективы психолого-педагогических исследований в данном направлении.
Ключевые слова:дошкольники с задержкой психического развития,нравственное поведение,психолого-педагогические условия,коррекционно-развивающая программа,нравственная норма,нравственная привычка,нравственный эталон,соподчинение мотивов,социальная адаптация,социализация