Личностные и метапредметные результаты образования, на которые ориентированно современное отечественное образование недостижимы без глубоких знаний психологических механизмов, возрастных, индивидуальных, социокультурных особенностей развития личности обучающихся. Социокультурная среда развития детей коренных малочисленных народов Севера в условиях ведения их родителями традиционного хозяйства далека от динамично меняющегося конкурентного мира, что негативно может сказаться на дальнейшей социализации выпускников отдаленных школ. В статье поднимается проблема противоречия между размеренной традиционной социокультурной средой развития детей коренных малочисленных народов Севера и нестабильными, полными неопределенностью условиями их послешкольного образования. Достижение личностных результатов образования, формирование личности, способной самоопределяться, развивать и раскрывать свой личностный потенциал, являющиеся трендом современного образования, особо актуальны при организации образовательного пространства детей коренных малочисленных народов Севера. Один из вариантов достижения эффективности личностных и метапредметных результатов - грамотно простроенное психолого-педагогическое сопровождение образования, основанное на научных исследованиях их этнопсихологических особенностей развития. В статье представлено описание модели психолого-педагогического сопровождения образования детей коренных малочисленных народов Севера, построенной на основе исследования интеллектуальных, личностных и эмоциональных характеристик, особенностей этнокультурной социализации.
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА, ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ, ЭТОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ, САМООПРЕДЕЛЕНИЕ