ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОТДАЛЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR TEENAGERS IN REMOTE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FOR INDIGENOUS SMALL-NUMBERED PEOPLES OF THE NORTH

Айварова Нина Геннадьевна, Миронов Андрей Валерьевич, Наумова Мария Вадимовна

AIVAROVA NINA GENNADEVNA, MIRONOV ANDREY VALEREVICH, NAUMOVA MARIA VADIMOVNA

Карельский научный журнал, № 3(32) 29.08.2020

Аннотация:
Личностные и метапредметные результаты образования, на которые ориентированно современное отечественное образование недостижимы без глубоких знаний психологических механизмов, возрастных, индивидуальных, социокультурных особенностей развития личности обучающихся. Социокультурная среда развития детей коренных малочисленных народов Севера в условиях ведения их родителями традиционного хозяйства далека от динамично меняющегося конкурентного мира, что негативно может сказаться на дальнейшей социализации выпускников отдаленных школ. В статье поднимается проблема противоречия между размеренной традиционной социокультурной средой развития детей коренных малочисленных народов Севера и нестабильными, полными неопределенностью условиями их послешкольного образования. Достижение личностных результатов образования, формирование личности, способной самоопределяться, развивать и раскрывать свой личностный потенциал, являющиеся трендом современного образования, особо актуальны при организации образовательного пространства детей коренных малочисленных народов Севера. Один из вариантов достижения эффективности личностных и метапредметных результатов - грамотно простроенное психолого-педагогическое сопровождение образования, основанное на научных исследованиях их этнопсихологических особенностей развития. В статье представлено описание модели психолого-педагогического сопровождения образования детей коренных малочисленных народов Севера, построенной на основе исследования интеллектуальных, личностных и эмоциональных характеристик, особенностей этнокультурной социализации.

Ключевые слова:
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА, ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ, ЭТОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ, САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Description:
Personal and metadisciplinary results of education, on which modern national education is oriented, are unattainable without in-depth knowledge of psychological mechanisms, as well as age-related, individual, and sociocultural features of the development of students' personality. The sociocultural environment of children development of indigenous small-numbered peoples of the North, with their parents leading traditional lifestyle, is far from the dynamically changing competitive world; this can negatively affect further socialization of remote school graduates. The paper raises the issue of the contradiction existing between a regular traditional sociocultural environment for the children development of indigenous small-numbered peoples of the North and an unstable, completely uncertain conditions of their post-school education. Personal achievements in education, formation of a personality capable of self-determination, development and unlocking their personal potential, being a modern education trend, are particularly relevant when organizing educational space for children of indigenous small-numbered peoples of the North. One of the options for achieving personal and metadisciplinary efficiency is a well-designed psychological and pedagogical support for education, based on scientific research of their ethnic and psychological development features. The paper presents a description of a model of psychological and pedagogical support for children education of small-numbered indigenous peoples of the North, based on the study of intellectual, personal and emotional characteristics, ethnic and cultural socialization features.

Key words:
MODEL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR EDUCATIONAL PROCESS, INDIGENOUS SMALL-NUMBERED PEOPLES OF THE NORTH, PERSONAL RESULTS IN EDUCATION, ETHNIC AND CULTURAL FEATURES OF SOCIALIZATION, SELF-DETERMINATION