РАБОТА С АУДИОМАТЕРИАЛАМИ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

WORKING WITH AUDIO MATERIALS ON PRACTICAL CLASSES IN RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Петрова Наталья Эдуардовна

Petrova Natalia Eduardovna

Карельский научный журнал, № 3(28) 29.08.2019

Аннотация:
В статье даётся методическое описание фрагментов урока, на которых показана работа, направленная на формирование и развитие таких взаимосвязанных видов речевой деятельности, как говорение и аудирование. Автор подчёркивает, что каждый урок представляет собой комплексную работу по формированию, развитию и совершенствованию знаний, навыков и умений всех видов речевой деятельности, однако данная статья посвящена именно паре «говорение - аудирование» и связано с особым вниманием к коммуникативным навыкам иностранных студентов. Процесс речепроизводства и речевосприятия является наиболее сложным и требует гораздо больше времени и внимания, нежели чтение и письмо, поскольку эти виды речевой деятельности не характеризуются спонтанностью и сиюминутностью, к ним можно возвращаться, перечитывать и переписывать, то есть производить различную корректировку. Говорящий же не всегда может повторить произнесённую фразу абсолютно точно, даже если прозвучала просьба повторить её Именно поэтому аудирование является наиболее сложным видом речевой деятельности, хотя и относится к категории непродуктивных. На протяжении долгого времени этот вид деятельности считали второстепенным, ограничиваясь звучащей речью преподавателя и одногруппников. В последние годы работе над аудированием стали уделять больше внимания, однако статей, посвящённых видам, методам и приёмам по-прежнему недостаточно.

Ключевые слова:
ЭПОХА ГЛОБАЛИЗАЦИИ И МИРОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ, ОПТИМАЛЬНЫЕ ПУТИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО, АУДИРОВАНИЕ И ГОВОРЕНИЕ, МЕХАНИЗМЫ РЕЧЕВОСПРИЯТИЯ И РЕЧЕПРОИЗВОДСТВА, ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СЛУХОПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ, СТАНДАРТНАЯ МОДЕЛЬ ПОРОЖДАЮЩЕЙ ФОНОЛОГИИ, ИНТЕГРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЗВУКОВОГО ПОВЕДЕНИЯ,
Description:
The article provides a methodical description of the lesson fragments, which show the work aimed at the formation and development of such interrelated types of speech activity as speaking and listening. The author emphasizes that each lesson is a comprehensive work on the formation, development and improvement of knowledge, skills and abilities of all types of speech activity, but this article is dedicated to a pair of “speaking-listening”. and is associated with a special focus on the communicative skills of foreign students. The process of speech production and speech perception is the most complex and requires much more time and attention than reading and writing, since these types of speech activity are not characterized by spontaneity and momentum, they can be returned, re-read and rewritten, that is, to make various adjustments. The speaker is not always able to repeat the spoken phrase absolutely exactly, even if there was a request to repeat it. That is why listening is the most difficult type of speech activity, although it is classified as unproductive. For a long time, this type of activity was considered secondary, limited to the sounding speech of the teacher and classmates. In recent years, more attention has been paid to work on listening, however, articles devoted to types, methods and techniques are still not enough.

Key words:
ERA OF GLOBALIZATION AND WORLD INTEGRATION, OPTIMAL WAYS AND METHODS OF TEACHING, SPEECH ACTIVITY, READING AND WRITING, LISTENING AND SPEAKING, MECHANISMS OF SPEECH PERCEPTION AND SPEECH PRODUCTION, FORMATION AND DEVELOPMENT OF HEARING SKILLS, STANDARD MODEL OF GENERATING PHONOLOGY, INTEGRAL MODEL OF SOUND BEHAVIOR