РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE AS ONE OF THE COMPONENTS OF SOCIAL WORKERS PROFESSIONAL SUITABILITY

Скляр Елена Станиславовна

Sklyar Elena Stanislavovna

Карельский научный журнал, № 2(27) 29.05.2019

Аннотация:
Данная статья посвящена вопросам формирования коммуникативной компетентности будущих социальных работников во время обучения в вузе. В работе дается определение коммуникативной компетентности, анализируются ее компоненты (коммуникативные знания, коммуникативные умения и коммуникативные способности). Акцентируется внимание на роли курсов «Русский язык и культура речи» и «Риторика», направленных на решение данной проблемы. Эффективное развитие коммуникативной компетентности видится в совершенствовании всех видов речевой деятельности - говорении, слушании, письме и чтении. Формирование коммуникативных умений и навыков достигается за счет использования различных методов групповой деятельности и анализа проблемных ситуаций, нацеленных на выработку определенного речевого поведения в зависимости от эмоционально-психологического состояния клиентов, его социального статуса, возраста и других признаков. Важную роль играют дискуссионные и игровые методы, тренинговые формы работы и специально созданные кейсы, позволяющие приблизиться к реальным условиям профессиональной коммуникации и выработать стратегию речевого поведения, использование вербальных и невербальных средств общения, определяемых типом коммуникативной ситуации. Важное место в подготовке будущих социальных работников играет умение вести беседу и навык публичного выступления, поэтому должна проводиться систематическая деятельность по сбору и анализу информации, построению различных видов речи, среди которых большая роль отводится убеждающей речи, позволяющей воздействовать на клиентов, зачастую находящихся в кризисных жизненных ситуациях.

Ключевые слова:
СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК, КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КОММУНИКАТИВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ, СПОСОБНОСТИ, ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ, ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, СТРАТЕГИИ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ, ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ, РИТОРИКА
Description:
This article is devoted to the formation of the communicative competence of future social workers during training in high school. The paper gives the definition of communicative competence, analyzes its components (communicative knowledge, communication skills and communication abilities). Attention is focused on the role of the courses “Russian language and speech culture” and “Rhetoric” aimed at solving this problem. Effective development of communicative competence is seen in the improvement of all types of speech activity - speaking, listening, writing and reading. The formation of communicative skills and abilities is achieved through the use of various methods of group activity and analysis of problem situations aimed at developing a certain speech behavior depending on the emotional and psychological state of clients, their social status, age and other signs. An important role is played by discussion and game methods, training forms of work and specially created cases that allow you to get closer to the real conditions of professional communication and develop a strategy of verbal behavior, the use of verbal and non-verbal means of communication, determined by the type of communicative situation. An important place in the training of future social workers is played by the ability to talk and the skill of public speaking, therefore systematic activities should be carried out to collect and analyze information, to build various types of speech, among which a large role is given to persuasive speech, which allows influencing clients who are often in crisis life situations.

Key words:
SOCIAL WORKER, COMMUNICATIVE COMPETENCE, COMMUNICATIVE KNOWLEDGE AND SKILLS, ABILITIES, GROUP FORMS OF WORK, INTERACTIVE METHODS, STRATEGIES OF SPEECH BEHAVIOR, TYPES OF SPEECH ACTIVITY, RUSSIAN LANGUAGE AND SPEECH CULTURE, RHETORIC