РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКИ-РЕФЛЕКСИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В СОВРЕМЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

DEVELOPMENT OF CRITICAL-REFLEXIVE THINKING OF STUDENTS THROUGH THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF MATHEMATICAL DISCIPLINES IN THE MODERN TECHNICAL UNIVERSITY

Энбом Екатерина Александровна, Балабаева Наталья Петровна

Enbom Ekaterina Alexandrovna, Balabaeva Natalia Petrovna

Карельский научный журнал, № 3(28) 29.08.2019

Критически-рефлексивное мышление студентов является важнейшей неотъемлемой частью их профессиональной компетентности. В статье рассматриваются различные аспекты критически-рефлексивного мышления, такие как постановка проблемы и самостоятельный анализ путей ее решения; использование научных методов, принципов и правил логики при аргументации, доказательстве или опровержении утверждений; сопоставление полученного конечного результата с начальными данными; анализ ошибок и их причин. Целью данной статьи является обоснование необходимости планомерного и целенаправленного формирования и развития критически-рефлексивного мышления студентов инженерных направлений бакалавриата с помощью специальным образом составленной системы задач по всем темам дисциплин математического цикла и определенной методики их преподавания. Объясняется важность специального отбора и структурирования содержания практических аудиторных занятий и заданий для самостоятельной работы студентов. Дисциплины математического цикла предоставляют значительные возможности для развития таких качеств мышления, как гибкость, самостоятельность, логичность, быстрота, креативность, нестандартность. Преподаватель математики должен организовать процесс формирования критически-рефлексивного мышления студентов, сделав его как можно более интенсивным. От того, как педагогу удастся стимулировать у студентов устойчивый познавательный интерес, обеспечить восприятие и понимание изучаемого материала, зависит продуктивность деятельности обучающихся и эффективность всего процесса обучения. Авторами предлагаются конкретные задачи из раздела математического анализа «Интегральное исчисление», способствующие развитию всех ключевых аспектов критически-рефлексивного мышления.
КРИТИЧЕСКИ-РЕФЛЕКСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ, АСПЕКТЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ, КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ, ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Critical-reflexive thinking of students is an essential part of their professional competence. The article deals with various aspects of critical-reflexive thinking, such as problem statement and independent analysis of ways to solve it; the use of scientific methods, principles and rules of logic in the argumentation, proof or refutation of statements; comparison of the final result with the initial data; analysis of errors and their causes. The purpose of this article is to substantiate the need for systematic and purposeful formation and development of critical-reflexive thinking of students of engineering directions of undergraduate with the help of a specially composed system of tasks on all topics of disciplines of the mathematical cycle and a certain method of teaching. The importance of special selection and structuring of the content of practical classroom classes and tasks for independent work of students is explained. Disciplines of the mathematical cycle provide significant opportunities for the development of such qualities of thinking as flexibility, independence, consistency, speed, creativity, originality. The teacher of mathematics should organize the process of formation of critical-reflective thinking of students, making it as intense as possible. From how the teacher will be able to stimulate students ' sustainable cognitive interest, to ensure the perception and understanding of the material studied, depends on the productivity of students and the effectiveness of the entire learning process. The authors propose specific tasks from the section of mathematical analysis "Integral calculus", contributing to the development of all key aspects of critical-reflexive thinking.
CRITICAL-REFLEXIVE THINKING, ASPECTS OF CRITICAL THINKING, THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING OF STUDENTS, COMPETENCE APPROACH TO TEACHING MATHEMATICS, FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES, METHODS OF TEACHING HIGHER MATHEMATICS IN A TECHNICAL UNIVERSITY