РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РКИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «МУЗЕИ МОСКВЫ»)

DEVELOPMENT OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCE OF FOREIGN STUDENTS IN THE RUSSIUN CLASSES (ON THE EXAMPLE OF THE TOPIC "MUSEUMS OF MOSCOW")

Чиркова Вера Михайловна

Chirkova Vera Michailovna

Карельский научный журнал, № 4(29) 29.11.2019

Представленная статья посвящена рассмотрению процесса развития социокультурной компетенции иностранных учащихся, изучающих РКИ. Автором подчеркивается значимость приобретения студентами-иностранцами знаний социокультурного характера наряду с учебными и учебно-профессиональными. Развитие социокультурной компетенции на занятиях по РКИ представляет собой обогащение культурных, лингвистических, эстетических и этических знаний учащихся о России в процессе приобретения коммуникативных навыков. Автор анализирует современные исследования и публикации, в которых рассматривались различные аспекты данного вопроса и отмечает, что на сегодняшний день методической теорией преподавания РКИ накоплен огромный опыт по проблеме формирования и развития социокультурной компетенции иностранных студентов. Многие исследователи отмечают важность достижения у иностранных учащихся высокого уровня не только языковой подготовки, но и социокультурной. В статье показана практическая реализация теоретических основ процесса развития социокультурной компетенции иностранных студентов, изучающих РКИ при помощи методической разработки, построенной в соответствии с классической структурой, включающей работу со словарем и тематической лексикой, повторение пройденного и изучение нового грамматического материала, работу с текстом, заданий для аудирования, а также упражнений на отработку коммуникативных навыков. На учебном материале по социокультурной теме «Музеи Москвы» автор демонстрирует ценность лингвострановедческого материала для формирования у студентов-иностранцев представлений о самой стране изучаемого языка, ее обычаях, традициях, представителях.
"МУЗЕИ МОСКВЫ", РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ, СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ, КУЛЬТУРА СТРАНЫ, КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ, ИНОСТРАННЫЕ УЧАЩИЕСЯ, МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ, УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
This article is devoted to the consideration of the development process of the sociocultural competence of foreign students studying RCTs. The author emphasizes the importance of acquiring knowledge of a sociocultural character by foreign students along with educational and educational-professional ones. The development of sociocultural competence in the RCT classes is an enrichment of students' cultural, linguistic, aesthetic and ethical knowledge about Russia in the process of acquiring communication skills. The author analyzes modern research and publications, which discusses various aspects of this issue and notes that to date, methodological theories of teachers have accumulated vast experience in the formation and development of socio-cultural competence of foreign students. Many researchers note that achievements in this area are not only language training, but also sociocultural. The article shows the practical implementation of the theoretical foundations of the process of developing the sociocultural competence of foreign students studying RCTs using methodological development built in accordance with the classical structure, including work with a dictionary and thematic vocabulary, repeating the course and studying new grammatical material, working with text, assignments for listening, as well as exercises to improve communication skills. On the educational material on the sociocultural theme “Museums of Moscow”, the author demonstrates the value of linguistic and regional material for the formation of ideas about foreign countries of the language being studied, its customs, traditions, and representatives.
MUSEUMS OF MOSCOW, RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE, SOCIOCULTURAL COMPETENCE, LINGUISTIC AND REGIONAL KNOWLEDGE, THE COUNTRY'S CULTURE, COMMUNICATION SKILLS, FOREIGN STUDENTS, TEACHING METHODS, EDUCATIONAL MATERIAL