РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

MASTERING OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCE DURING TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE TO FOREIGN STUDENTS

Самчик Наталья Николаевна

Samchik Natalya Nikolaevna

Карельский научный журнал, № 3(28) 29.08.2019

Аннотация:
Развитие социокультурной компетенции играет важную роль в овладении иностранным языком, поскольку эффективная коммуникация с представителями иной лингвокультурной общности невозможно без понимания культурного фона, в котором существуют партнеры по общению, без знаний о национально-культурной специфике языковых единиц, правилах речевого и невербального поведения, этикетных норм, ценностях и особенностях менталитета носителей изучаемого языка. В данной статье социокультурная компетенция рассматривается как важная часть коммуникативной компетенции, во многом определяющая успешность межкультурного общения, а также как немаловажный фактор общекультурного развития учащихся, поскольку формирование знаний о другой культуре позволяет выработать толерантное отношение к инокультурным ценностям и представлениям, а также лучше понять собственные. Проанализировав работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов по вопросам взаимодействия языка и культуры, межкультурной коммуникации, методике преподавания иностранных языков, автор статьи определяет роль развития социокультурной компетенции в обучении иностранным языкам, выявляет ее основные компоненты, а также приводит схему формирования социокультурной компетенции в процессе преподавания русского языка иностранцам при аудиторной и внеаудиторной работе. Данная работа может быть полезна методистам, преподавателям иностранных языков, студентам-лингвистам, а также широкому кругу лиц, интересующихся вопросами взаимодействия языка и культуры, межкультурной коммуникации.

Ключевые слова:
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ, ИНОФОН, КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД, СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ, ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТЬ, РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ, НАЦИОНАЛЬНО-МАРКИРОВАННЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ЕДИНИЦЫ, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Description:
The development of sociocultural competence plays an important part in mastering a foreign language, since effective communication with representatives of a different linguistic and cultural community is impossible without understanding the cultural background of the communication participants, without knowing cultural identity of language units, nonverbal behavior and etiquette norms, values and features of the mentality of speakers of the target language. In this article, sociocultural competence is considered to be an important part of communicative competence, which largely determines the success of intercultural communication, as well as an important factor of basic cultural development of the students, since knowledge of a different culture allows us to develop a tolerant attitude to other cultural values and ideas, as well as to understand better our own culture. Having analyzed the work of leading Russian and foreign experts on the language and culture interaction, intercultural communication, methods of teaching foreign languages, the author of the article defines the role of the development of sociocultural competence in teaching foreign languages, identifies its main components, and also provides a scheme for the formation of sociocultural competence in the process of teaching Russian language to foreigners in the classroom and out-of-class work. This work may be useful to methodologists, teachers of foreign languages, linguistic students, as well as a wide range of people interested in the interaction of language and culture, intercultural communication.

Key words:
RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE, FOREIGN SPEAKER, COMPETENCE-BASED APPROACH, SOCIOCULTURAL COMPETENCE, COMMUNICATIVE COMPETENCE, INTERCULTURAL COMMUNICATION, LINGUOCULTURAL COMMUNITY, SPEECH BEHAVIOR, NATIONALLY MARKED LANGUAGE UNITS, CULTURAL COMPONENT