СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

MODERN APPROACHES TO THE FORMATION OF SELF-ESTEEM IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

КОЛЕСОВА Оксана Вячеславовна, ЗАЙЦЕВА Светлана Александровна, ЗАХАРЫЧЕВА Наталья Владимировна

KOLESOVA Oksana Vyacheslavovna, ZAITSEVA Svetlana Aleksandrovna, ZAKHARYCHEV Natalia Vladimirovna

Карельский научный журнал, № 1(34)

Аннотация:
Введение стандартов второго поколения является значимой инновацией для начальной ступени образования, фундаментом которого является достижение качественно новых образовательных результатов, влияющих на развитие гармоничной личности. В младшем школьном возрасте происходит формирование учебной деятельности как ведущей, поэтому в нашем исследовании особое место уделяется самооценке. В статье анализируются различные подходы, связанные с изучением самооценки в отечественной и зарубежной психологии и педагогике, что позволило определить основу экспериментальной части исследования. Целью статьи являлось использование анализа психолого-педагогической и методической литературы для проведения исследование самооценки у детей младшего школьного возраста на предметах «Русский язык» и «Литературное чтение»; разработка и апробирование комплекса заданий и упражнений, направленного на формирование самооценки младших школьников в учебной деятельности. В эмпирическом исследовании приняло участие 80 детей 9-10 лет школ Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Результаты констатирующего этапа исследования показали, что большинство третьеклассников имеют завышенную (60%) или заниженную самооценку (24%), адекватной самооценке соответствуют 16% учащихся. Формирующий этап реализовался на уроках русского языка и литературного чтения. В комплексе рассматривались приёмы, упражнения и задания, используемые в учебной деятельности для формирования самооценки у младших школьников. Эффективность формирующих воздействий подтвердили результаты контрольного этапа.

Ключевые слова:
самооценка,учебная деятельность,комплекс приемов и упражнений,младший школьник,развитие личности,системно-деятельностный подход,начальная школа,развивающее обучение,субъект-субъектное обучение
Description:
The introduction of second generation standards is a significant innovation for the initial stage of education, the foundation of which is the achievement of qualitatively new educational results that affect the development of a harmonious personality. At the primary school age, the formation of educational activity as the leading one takes place, therefore, in our study, a special place is given to self-esteem. The article analyzes various approaches related to the study of self-esteem in domestic and foreign psychology and pedagogy, which made it possible to determine the basis of the experimental part of the study. The purpose of the article was to use the analysis of psychological, pedagogical and methodological literature to conduct a study of self-assessment in children of primary school age on the subjects "Russian language" and "Literary reading"; development and testing of a set of tasks and exercises aimed at forming self-esteem of younger students in educational activities. The empirical study involved 80 children aged 9-10 years from schools in Nizhny Novgorod and the Nizhny Novgorod region. The results of the ascertaining stage of the study showed that the majority of third graders have an overestimated (60%) or underestimated self-esteem (24%), 16% of students correspond to adequate self-esteem. The formative stage was realized in the lessons of the Russian language and literary reading. The complex considered techniques, exercises and tasks used in educational activities to form self-esteem in younger students. The effectiveness of the shaping influences was confirmed by the results of the control stage.

Key words:
self-esteem,learning activity,a set of techniques and exercises,junior schoolchild,personality development,system-activity approach,primary school,developmental learning,subject-subject learning