СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

FORMATION OF PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY AS A SUBJECT IN HIGHER EDUCATION

Козлова Татьяна Александровна, Гончарук Алексей Геннадьевич

Kozlova Tatyana Aleksandrovna, Goncharuk Alexey Gennadievich

Карельский научный журнал, № 4(29) 29.11.2019

Антропологическая проблематика пронизывает всю историю философии, выделение философской антропологии в отдельное научное направление и учебный предмет происходит лишь в ХХ веке. В настоящей статье рассматривается процесс трансформации философской антропологии из научного направления в учебный предмет. Рассмотрены параметры стандартизации, которые необходимы для этого процесса: выделение целей, задач дисциплины, компетенций. Статья представляет собой обзор ключевых кафедр философской антропологии, актуальных направлений исследований в рамках философско-антропологического знания. Основные методы исследования - диалектический, теоретический анализ и синтез. Появление кафедр философской антропологии в России приходится на период радикальной перестройки в жизни нашей страны - 90-е годы ХХ века. Распад СССР, кризисы и реформы, упадок в культуре и духовной жизни. Кризисные ситуации всегда сопровождаются поиском, в том числе поиском идеала человека. И философская антропология в этом случае - мощный инструмент саморефлексии, способный направить поиск в созидательное русло. Философская антропология развивается и как научное направление (организуются конференции, создаются научно-исследовательские лаборатории, пишутся статьи), и как учебный предмет (разрабатываются учебно-методические пособия, дисциплина преподается в ВУЗах, появляются спецкурсы). Преподавание дисциплины «философская антропология» представляется возможным за счет широкого круга ученых, занимающихся философско-антропологической проблематикой, кафедр, предоставляющих методическое обеспечение.
ОБРАЗОВАНИЕ, ФИЛОСОФИЯ, ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД, ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, МЕТАПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, САМОРЕФЛЕКСИЯ, НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, ЭПОХА ПОСТМОДЕРНА
Anthropological problems permeate the entire history of philosophy, the allocation of philosophical anthropology in a separate scientific direction and educational subject occurs only in the twentieth century. This article considers the process of transformation of philosophical anthropology from a scientific direction to an academic subject. Parameters of standardization which are necessary for this process are considered: allocation of the purposes, tasks of discipline, competences. The article is a review of the key departments of philosophical anthropology, current research areas in the framework of philosophical and anthropological knowledge. The main research methods are dialectical, theoretical analysis and synthesis. The emergence of departments of philosophical anthropology in Russia falls on the period of radical restructuring in the life of our country-the 90s of the twentieth century. The collapse of the USSR, crises and reforms, decline in culture and spiritual life. Crisis situations are always accompanied by a search, including the search for the ideal person. And philosophical anthropology in this case is a powerful tool of self-reflection, able to direct the search in a creative direction. Philosophical anthropology is developing both as a scientific direction (conferences are organized, research laboratories are created, articles are written) and as an educational subject (teaching AIDS are developed, the discipline is taught in Universities, special courses appear). Teaching discipline "philosophical anthropology" is possible due to a wide range of scientists involved in philosophical and anthropological problems, departments that provide methodological support.
EDUCATION, PHILOSOPHY, PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY, DIALECTICAL METHOD, HIGHER EDUCATION, HUMANIZATION OF EDUCATION, METAPEDAGOGIC PROBLEMS, CONTINUING EDUCATION, SELF-REFLECTION, NON-CLASSICAL PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY, TRAINING, POSTMODERN ERA